Подробности

Выставка работ Анатолия Зверева (живопись, графика) из собрания галереи «ГРААЛЬ» (г. Москва) и частных коллекций Н. Шмельковой и Н. В. Витрука открылась в Туле в галерее «Ясная Поляна». Она проходит в рамках проекта «Искусство шестидесятников».
         Непризнанный в нашей стране в советские времена художник, уже в середине шестидесятых был известен на Западе. В 1965 году в Париже в галерее «Мотте» с большим успехом прошла первая персональная выставка А. Зверева. Пикассо называл его «лучшим русским рисовальщиком». В Советском Союзе о нем в те годы знал лишь узкий круг его друзей. Многих шокировала его эксцентричность, внешний облик, образ жизни, бездомность, боязнь толпы, милиции, всего официального, его манера работать всем, что есть под рукой – ножом, кусочком свеклы, даже просто пальцами.                «Настоящий художник, - говорил А. Зверев, - если у него нет нужного цвета, должен уметь использовать кусок глины или земли». Диапазон тем Зверева был необычайно разнообразен. Он и портретист, и пейзажист, и анималист. Особенно удачны его портреты. Изучая пристально, но при этом как бы между прочим, натуру, он как угодно мог ее деформировать, сохраняя вместе с тем ее внутреннюю суть. Научить этому невозможно, это дается Богом. При всем разнообразии творческого почерка, Зверев оставался всегда самим собой, и его руку можно узнать всегда. Признание пришло к художнику уже после его смерти. В 1989 году состоялась посмертная персональная выставка Анатолия Зверева в России (Москва – Ленинград – Минск). Сейчас его работы хранятся в крупнейших музеях страны: Государственной Третьяковской галерее, Музее современного искусства на Петровке; создан Зверевский центр современного искусства.


«Теперь, с временной дистанции, Анатолий Зверев видится одним из последних, быть может потому наиболее выдающихся воплощений самого духа живописи в русской художественной культуре, редкой вспышкой чисто живописного артистизма».
(С. Кусков). 

Анатолий Зверев родился 3 ноября 1931 г. в Москве, в Сокольниках. Закончил художественно-ремесленное училище № 65, а Художественное училище 1905 г. не закончил: был исключен за «внешний вид», а на деле – за нестандартность поведения, мышления, видения мира. Между тем талант художника развивался стремительно и неукротимо. 
    «Зверев очень и очень много рисовал, там, где только мог. В метро, в поезде, в трамвае... Его широко известные походы в зоопарк с многочисленными блокнотами ... были, по всей вероятности, вершиной его творчества», - писал известный коллекционер русского авангарда Георгий Костаки. Знакомство с этим человеком и с Александром Румневым, актером и режиссером, тонким ценителем искусства, ввело молодого художника в круг русской и мировой художественной элиты. После выставок 1965 г., устроенных знаменитым дирижером Игорем Маркевичем в Париже и Женеве, крупнейшие мировые музеи – среди них нью-йоркский «Метрополитен» – начинают приобретать картины Зверева. Сам же автор этих картин, живущий в Москве, по-прежнему нищ и бездомен, но постепенно становится человеком-легендой. Его сравнивают с Ван Гогом, хвалебные отзывы Пикассо и Фалька о его творчестве передаются из уст в уста. «Каждый взмах его кисти – сокровище. Художники такого масштаба рождаются раз в столетие» (Р. Фальк). Сам Зверев скромно говорит о себе: «Я – художник квартирный», – и без устали трудится, портретируя музыкантов, ученых, дипломатов, почитательниц своего таланта, приятелей, прохожих… 
    Наследие художника огромно (более 300 тысяч работ). Ни одна выставка не может претендовать на полный охват его творчества. В экспозиции, открытой в галерее «Ясная Поляна», представлены работы художника разных периодов жизни. Выставка продолжится до 12 мая.

Адрес галереи: г. Тула, ул. Октябрьская, 14; тел. (0872) 77 35 80, 77 92 21.

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД