Подробности
В   галерее «Ясная Поляна» (г. Тула) с 1 по 30 марта открыта выставка из фондов музея хрусталя ОАО «Дятьковский хрусталь» «Хрустальное ожерелье России» и с продажей изделий из хрусталя. 
    Выставка-продажа организована музеем хрусталя ОАО «Дятьковский хрусталь» (Брянская область) и ГМПЗ «Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» (г. Тула)

    Выставка из фондов Музея хрусталя ОАО "Дятьковский хрусталь"  представляет художественные традиции старейшего и крупнейшего предприятия России.
    Выставка познакомит с творческими произведениями художников-дизайнеров стекла, каждый из которых - яркая творческая индивидуальность.
    В своих произведениях художники раскрывают творческий потенциал хрусталя и стекла, как материалов, чрезвычайно чутких к настроению и мыслям человека. Они предстают перед нами, наполненные блеском воды, сиянием солнечных лучей, нежной игривостью воздуха и ощущением надежности земной тверди.
    Дятьковский хрустальный завод был основан в 1790 году представителями известнейшей династии промышленников и предпринимателей Мальцевыми. С нашим заводом связано зарождение огромной мальцовской промышленной империи, включавшей в себя десятки предприятий, располагавшихся в Орловской, Смоленской и Калужской губерниях.
    На протяжении более чем двух веков завод вырастает из небольшой мануфактуры в крупнейшее стекольное предприятие России. Изделия завода прекрасно знала и любила вся Россия в XIX веке, неизменной популярностью они пользуются и сейчас. Дятьковскую продукцию знают в Японии, США, Англии, Италии, Португалии и других зарубежных странах. Огромный опыт художественной культуры, накопленный за два столетия, продолжает развиваться умелыми, высококлассными мастерами и талантливыми художниками-дизайнерам и и в настоящее время.
    Сегодня у Дятьковского завода много достойных и уважаемых конкурентов. Но именно в Дятьково родилось и расцвело уникальное производство, воплотившее лучшие черты и традиции русского хрусталя. Именно на Дятьковском хрустальном заводе выполнялись знаменитые призы: «Хрустальная боксерская перчатка» - приз газеты «Неделя» и «Хрустальный конек» - приз газеты «Московские новости» по фигурному катанию. Лучшие учителя 1997-1998 годов получили награды - «Хрустальных пеликанов», также выполненных на Дятьковском заводе.
Люстры из дятьковского хрусталя украшают сегодня Дворец Правительства на Кубе в Гаване и Музей Ковра в Баку, Третьяковскую галерею и зал заседаний «Президент-отеля» в Москве.
    Дятьковский хрустальный завод — единственное предприятие в России и странах СНГ, имеющее международную премию «Золотой Меркурий», «Международная Алмазная Звезда» и несколько европейских наград за имидж качество, ежегодно присуждаемых в Париже, диплом лауреата Всероссийской программы-конкурса «100 лучших товаров России».
    Изделия завода отличают высокого эстетического уровня дизайнерские разработки, красивые и сложные рисунки алмазной грани, выполненные вручную. По сравнению с продукцией других фирм дятьковский хрусталь более доступен по ценам.
Дятьковский хрусталь - настоящая жемчужина российского стеклоделия, он всегда был и остается национальной гордостью страны.

    Стеклянные изделия, производимые русскими мастерами, известны еще со времен Киевского государства. При археологических раскопках до сих пор обнаруживают древнерусские браслеты, кольца, бусы. В Вышгороде и Старом Галиче археологи обнаружили множество деталей стаканов, изготовленных еще в начале XI века. Еще более интересными находками известны раскопки на территории Киево-Печерской лавры. В стеклодельческой мастерской были найдены детали посуды из цветного и бесцветного стекла, смальты различных оттенков.
    С нашествием татаро-монгол развитие русского стеклоделия было приостановлено почти на три столетия. Но даже в эти «черные века» в небольших мастерских, часто семейных, горели стеклодельческие горны, мелкими партиями выпускались посуда и различные женские украшения. Эти мастерские стали хранителями стеклодельческих традиций Древней Руси.
    Коренное обновление всей жизни России, происшедшее в начале XVIII века при царствовании Петра I, ярко сказалось и на развитии стеклоделия. Наряду с мелкими стеклодельческими мастерскими-гутами возникают крупные для того времени стекольные заводы Ямбургский и Жабинский под Петербургом, Мальцевский в Подмосковье, немного позже - Бахметьевский недалеко от Пензы. Начиная с этого времени, мы можем говорить о новом взлете российского стеклоделия, в историю которого яркие страницы вписаны мастерами Дятьковского хрустального завода. Они, как общепризнанно, создали самобытный и совершенный стиль огранки изделий из хрусталя, получившего за рубежом название «русская резьба». 
     На внутреннем и международном рынке дятьковские мастера заявили о своем самобытном искусстве, когда в русской архитектуре и декоративно-прикладном искусстве властвовал стиль рококо. В различных музеях мира хранятся произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные в этом стиле; с капризным очертанием форм, дробными орнаментами, составленными из стилизованных листьев, раковин, растений. Этот стиль мог бы наложить свой отпечаток и на дятьковскую посуду. Тем не менее, самые старинные из сохранившихся изделий дятьковских стеклоделов отличаются простотой и логичностью, форма посуды соответствует ее назначению, а декор подчеркивает природную красоту материала, его замечательные свойства.
    В гранях двухсотлетней истории Дятьковского хрустального завода последовательно и цельно отразилась часть истории нашего отечества. Ее можно проследить по образцам старинной посуды, чудом сохранившейся у жителей Дятькова и теперь представленной в витринах единственного в своем роде музея хрусталя. Самые старые из экспонатов этой сокровищницы, почти ровесники фабрики, - стаканы, шлифованные широкой гранью, различных фасонов бокалы, подсвечники, лампады. Особо выделяется старинный подсвечник-торшер. Мастерам удалось при тогдашней примитивной технике и технологии решить целый ряд нелегких и для нынешних специалистов задач. Торшер сделан из трехслойного стекла; бесцветного, молочного и оранжево-красного. Виртуозно поработали шлифовщики: воспроизводя заданный орнамент, они снимали абразивным кругом один слой стекла и «зажигали» цвет следующего.
    Уже в этот период дятьковцы широко применяли самые различные приемы работы со стеклом: выдувание, лепку, шлифовку, золочение, роспись красками. Большим техническим и технологическим достижением дятьковцев было освоение выработки изделий из стекла методом прессования. В большинстве стран производителей стеклянной посуды этот метод именовали «удивительным английским секретом», а на Дятьковской фабрике уже прессовали вазы, блюдца, масленки, шкатулки, стаканы. С тех пор прессованная посуда, как самая дешевая, становится обязательной и весьма значительной частью ассортиментного выпуска. Вообще, фабрика лишь в незначительном количестве выпускала большие подарочные и призовые изделия, она специализировалась на производстве предметов бытового назначения, имевших доступную цену даже для бедных слоев населения. На 1-й Всероссийской выставке мануфактур 1829 года о серийной продукции Дятьковской фабрике было сказано, что выпускаемые ею вещи, предназначенные для ежедневного употребления, «не уступают и аглицким, а потому принадлежат к первому разряду».
    По сохранившимся образцам дореволюционной посуды можно заметить, что на смену строгим и простым классическим формам приходят другие, с ярко выраженными экзотическими мотивами. Приподнятый романтизм, в конце концов, перерождается в модерн. Несмотря на всю усложненность и вычурность посуды этого времени. Можно сказать, что это шло время настоящего праздника цвета. Бесцветное стекло вытесняется «радугой». Вспоминаются старые и разрабатываются новые рецепты стекол, имитирующие «черный камень», яшму, малахит. В это время с особой силой проявляется мастерство стекловаров. Они создают стекла, окрашенные в травяную зелень, сияющие цветом утренней зари, светящиеся небесной голубизной. Мастера украшают свободной формы сосуды лепными украшениями, окутывают их затейливой филигранной сеткой, создают целую серию изделий из двух- и трехслойного стекла.
    На Дятьковской фабрике рождается цельная система хрустальной огранки, настолько своеобразная, что специалисты дают ей собственное имя - «мальцевская». Позже она стала определяться в более широком толковании как «русская алмазная грань».
    После 1917 года рост выпуска посуды сопровождается заметными качественными переменами. Если в первые послеоктябрьские годы все производство основывалось на старых художественных традициях (работали в буквальном смысле со старыми формами, воспроизводили привычные образцы посуды), то уже к концу первого советского десятилетия наряду с традиционными элементами мальцевского декора в самых различных изделиях встречаются новые: пятиконечные звезды, серп и молот, колосья, дубовые листья. Заводские имеенитые живописцы братья Голубковы при росписи ваз обращаются к бытовым сюжетам того времени. К десятилетию СССР они расписали две вазы из молочного стекла. Тема рисунков - рост индустриальной мощи Советского государства. Эти произведения открыли целую серию произведений дятьковских хрустальщиков, посвященных памятным событиям и юбилейным датам. В них отражены и первый беспосадочный перелет чкаловского экипажа через Северный полюс в Америку, и знаменитая челюскинская эпопея. Ансамбль декоративных ваз посвящается открывшейся в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
     Первой продукцией после 1945 года были изделия из простого стекла. Но постепенно, с вводом новых печей, начинается возрождение хрустального производства, цветного стеклоделия. Хрустальщики возвращаются к алмазной огранке, осваивают приемы обработки изделий кислотным травлением, росписью силикатными красками и золотом. Художники Е.С. Шувалов, А.А. Липская, инженер М.В. Гунченко создают серию образцов новой посуды, целые ансамбли бытовых предметов из хрусталя, дымчатого и цветного стекол, множество интересных декоративных произведений. В дятьковском стекле и хрустале воплощают свои творческие замыслы московские художники С.С. Степанова, Л.Н. Шушкановы, А.Я. Бескинская, Л.И. Савельева и др.
    Сегодня, когда в витринах магазинов изобилие хрустанной посуды, человек несведующий может определить место ее производства лишь по фирменному знаку завода, а специалист сразу выделит из бесконечного ряда - дятьковскую. И дело не только в безупречной чистоте дятьковского хрусталя, в нем нет малейших оттенков синих или зеленых тонов. Главная отличительная черта - особый стиль огранки, выработанный за два века существования завода. Сегодня искусствоведы называют его традиционным русским.
Адрес галереи "Ясная Поляна: г. Тула, ул. Октябрьская, 12, тел. 77-35-80, 77-92-21.

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД