Подробности

помещении музея «Тульские самовары»18 декабря при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, департамента культуры Тульской области, в рамках договора о совместном творческом сотрудничестве с Государственным Историческим музеем Объединение «Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей» открывает выставку «Зима. Гармония природы». Это заключительная выставка из цикла «Времена года». В уходящем году туляки уже посмотрели выставки этого цикла; «Весна. Цветы под снегом», «Лето. Солнце в зените», «Осень... очей очарованье». Для всех выставок были отобраны редчайшие памятники художественной культуры из собрания Государственного Исторического музея, которые создавали образ определенного времени года.
    Если распространить ассоциации, возникающие при слове «зима», на произведения декоративно-прикладного искусства, то среди его многочисленных видов самым «зимним» и «холодным» по своей художественной природе окажется стекло. Строгая чистота тяжелых прозрачных шлифованных граней, причудливость матовых гравированных орнаментов, яркие радужные брызги солнечных лучей, плененных хрусталем, нежный улетающий звон - все это напоминает о льде, инее, снеге. И порою трудно поверить, что это холодное сияние рождается в раскаленной печи, из огненной капли, температура которой может достигать 1700° С.
    Во второй половине 1960-х и в 1970-х годах начинается переосмысление возможностей стекла, которое постепенно перестает восприниматься и трактоваться художником только как утилитарный материал для бытовых изделий. Его уникальные декоративные и пластические свойства используются для создания изобразительно-ассоциативных образов, которые подчас становятся грустно-философскими образами-грезами, образами-притчами, образами-знаками, за которыми стоит целая эпоха в советском декоративно-прикладном искусстве. И не случайно из обширного собрания Государственного Исторического музея для экспозиции под названием «Зима, Гармония природы» были отобраны 24 предмета - авторские работы крупных художников-стекольщиков 1970-х-начала 1980-х годов.
    Драгоценны сложнейшие по технике, остро живописные, наполненные бурной внутренней жизнью материала импровизации Л. Н. и Д. Н. Шушкановых «Ночное небо» и «Космос», погружающие зрителя в головокружительную холодную красоту небесных сфер.
    Изысканны и органично просты огромные сказочные звезды снега, украшающие блюдо О. И. Козловой «Нежное» и превращающие эту, на первый взгляд, утилитарную работу в поэтическое переживание.
    Плотные, компактные, сочно-рельефные формы композиции «Тундра» А. С. Муратова, матово-белоснежные, с легкими фиолетовыми нитями, просвечивающими изнутри, создают ощутимый образ вод, струящихся под снегом.
    Название композиции «Плоды путешествия» того же автора легко ассоциируется с воспоминаниями о дорожных впечатлениях лета, которым так приятно предаваться долгими, зимними вечерами, Отвлеченное понятие предстает перед зрителем в образе вполне конкретных., хотя и загадочных, тяжелых «плодов», декоративных сосудов, сложный матовый цвет и гладкая ровная поверхность которых остро контрастирует с прозрачными рельефными «листьями».
    В декоративной композиции В. И. Касаткина «Тянь-Шань» два одинаково могучих трехгранных объема воспринимаются как высеченные из ледяных глыб «магические кристаллы», в которых ясно проступают плавные и ритмичные очертания неприступных заснеженных горных вершин, возносящихся к высокому синему небу.
    Н. Б. Тихомирова в работе «Саяны» сходную изобразительную тему заледенелых гор воплощает с помощью нескольких декоративных форм, разного размера, решенных на основе контраста строгой жесткой графики глубокого вертикального гранения и мягко наплывающих сверху матовых белых полос.
Несомненная удача художницы - это композиция «Капелла». Мастерское пластическое решение построено на сочетании идеальной цилиндрической формы и рядов гранения, матового и шлифованного, благодаря чему одновременно появляется убедительный архитектурный образ «венка капелл» и возникают ассоциации с таинственными ледяными дворцами из сказок.
    Композиция «Карусель» С. М. Бескинской, состоит из абстрактных и сложных, геометрически рассчитанных объектов, но эти странные, на первый взгляд, формы прекрасно передают и праздничное кружение новогодних каруселей, и буйство метельных вихрей, и радостный вальс снегопада.
    Напоминают они и о круговороте времен года, который никогда не кончается. Ведь за зимой непременно наступит весна. Непременно! Нужно только немножко подождать.
    Директор ГИМ - Александр Иванович Шкурко
     Руководитель проекта - Игумнова Тамара Григорьевна, заместитель директора ГИМ
Автор идеи - Дементьева Людмила Ароновна, к.и.н., заведующая отделом металла ГИМ
    Автор выставки - Елена Петровна Смирнова, старший научный сотрудник отдела керамики и стекла
    Координатор проекта - Мартынова Татьяна Вячеславовна, заведующая сектором выставок
    Выставка продлит работу до 1 марта 2004 года. Не упустите уникальную возможность познакомиться с собранием Государственного Исторического музея, представленного авторскими работами крупных художников-стекольщиков 1970-х -начала 1980-х годов.

Администрация объединения «ТОИАЛМ»

Музей “Тульские самовары”, филиал ГУК ТО “Объединение “Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей”
300000, г. Тула, ул. Менделеевская, 8 
Тел. (0872) 31-22-92, 31-25-38, 31-23-33

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД