Подробности

Центральная часть экспозиции «Геологическая история Прикамья.Эволюция органического мира на Земле».
 На подиуме:
слева - слепок скелета эстемменозуха, древнейшего ящера, найденного на территории Пермской области, жившего 200 млн. лет назад в пермский период (длина 3 м); в центре – мамонт, справа - подлинный скелет пещерного медведя (возраст около 2 млн. лет), также найденные в Пермской области.
овая экспозиция отдела природы Пермского областного краеведческого музея «Геологическая история Прикамья. Эволюция органического мира на Земле» открылась 27 ноября 2001 г..
     Был завершен грандиозный проект, на который ушло 2 года кропотливой работы.
Экспозиция знакомит посетителей с особенностями геологического строения и основными закономерностями эволюции живой природы земли Прикамья давно минувших лет. Экспозиция вводит посетителя в древний мир, не похожий на тот, который нас окружает. Эскизный проект (художники М. Павлюкевич и О. Субботина) реконструкции природных условий прошлого создает определенную эмоциональную среду, позволяющую связать различные природные комплексы во впечатляющий образ единой биосферы.
     Геологическое строение территории Прикамья отличается большой сложностью и разнообразием. Породы, не однородные по строению, плотности и происхождению широко представлены в зале. В экспозиции дается краткое знакомство с геохронологической шкалой, показывающей геологические этапы времени – эры, периоды, эпохи и их продолжительность. Без нее невозможно разобраться в огромном диапазоне времени, охватывающем около 85 % времени существования нашей планеты. В их толщах залегают огромные богатства земных недр.
     В Прикамье имеются выходы протерозойских пород, относящихся к рифею (название этого геохронологического подразделения происходит от старинного названия Уральских гор). В это время возникла жизнь – самая великая тайна природы. На протяжении миллионов лет эволюция создавала все новые и новые формы растений и животных. Следы их существования на ранних этапах развития жизни давно уже обнаружены исследователями.
     На рубеже протерозоя и палеозоя (более 560 млн. лет назад) произошел «взрыв» формообразования, который привел к появлению в кембрийском периоде представителей почти всех известных типов организмов. Жители древних морей – археоциаты, трилобиты, морские лилии, кораллы, морские пузыри - «научились» строить кремневые, известковые, фосфатные скелеты. Подлинные их остатки и реконструкции внешнего вида помещены в витринах.
     Расцвет наземной биоты связан с каменноугольным периодом около 350 млн. лет назад. Гигантские деревья – хвощи, плауны и папоротники в это время достигали в высоту до 30 метров. Происходило глобальное накопление огромных масс погибших растений, давших начало угольным толщам. Остатки этих растений, из которых состоял первобытный каменноугольный лес, представлены в экспозиции.
     В 1841 году английским геологом Р. Мурчисоном в нашем крае была открыта Пермская геологическая система. Это единственная система в мировом геологическом календаре, носящая русское название. В Прикамье находятся основные обнажения Пермской системы, являющиеся эталонами для геологов мира. Всемирную известность Пермский период приобрел благодаря находкам в его отложениях ископаемых ящеров. В зале экспонируется слепок скелета эстемменозуха, одного из интереснейших диноцефалов – очерских ящеров длиной более 3 метров, барельеф черепа другого ящера – ивантозавра, череп биармозуха. Реконструкции их выполнены учеными Палеонтологического института Российской академии наук. Здесь же выставлены зубная спираль древней акулы – геликоприона, отпечатки насекомых, кораллы, мшанки и др. Конец Пермского периода характеризуется драматическими событиями. Происходит великое вымирание в основном морских беспозвоночных форм и начинается подлинный расцвет видового разнообразия рептилий. Их господство продолжалось до конца мезозойской эры. После чего произошло новое массовое вымирание, коснувшееся как наземных, так и водных организмов.
     Дальнейшее эволюционное развитие в кайнозойскую эру шло в направлении формирования «индрикотериевой» и «мамонтовой» фаун. В зале экспонируется уникальный скелет мамонта, являющийся символом музея. Также представлены черепа бизона и шерстистого носорога, подлинный скелет пещерного медведя, который впервые экспонируется в музее. Его реконструкция выполнена в 2000 году специалистами Уральского отделения института экологии растений и животных РАН (г. Екатеринбург).
     Водная и наземная биоты кайнозоя приближаются к современности. Возникает зеленый ковер земли – основа основ нашей жизни.
     В экспозиции рассматривается появление человека на поздней стадии эволюции биосферы, как элемента ее биологического разнообразия. Реконструкция стоянки неандертальца в Прикамье дает возможность посетителям музея ближе познакомиться с условиями жизни этих людей, живших 200 тыс. лет назад.
     В новой экспозиции широко представлены уникальные палеонтологические находки, разнообразные горные породы – удивительные природные документы.
Специально созданная интерактивная программа, которая работает прямо в зале, видеодвойка для просмотра видеофильмов позволяют посетителям музея перевернуть самые древние страницы истории возникновения и развития жизни. Все это в комплексе с прекрасными цветными фотографиями В. Заровнянных и И. Попова создает незабываемое впечатление о мире, навсегда ушедшем от нас.
    Специально к открытию экспозиции была выпущена монография М. Ф. Ивахненко «Тетраподы восточно-европейского плакката – позднепалеозойского территориально-природного комплекса», а также сувенирные спички «Палеонтология Перми».

Адрес музея: г. Пермь, Комсомольский проспект, 6, тел. (3422) 12 28 07.

СОДЕРЖАНИЕ