Подробности

Ярославском музее-заповеднике 5 марта откроется выставка «Обаяние старинного фарфора». 
     Она имеет подзаголовок «Фарфор русской провинции». Здесь будут представлены европейские и отечественные фарфоровые изделия, особенности их бытования в России в различной социальной среде, тематика и сюжеты разделок, стилистические особенности фарфора ХVIII—начала ХХ вв.
     Восемнадцатый век в Европе часто называют «фарфоровым», потому что в начале этого столетия его изобрели в Мейсене, а к концу столетия уже во многих европейских городах были собственные фарфоровые производства. На выставке представлен фарфор Императорского фарфорового завода в Петербурге с марками правящих монархов – Екатерины II и Павла I. Вообще, изделия ИФЗ из русских фарфоровых предметов самые ранние. Завод был открыт в 1744 г. 
      Среди первых частных фарфоровых предприятий России особенно известен завод обрусевшего английского купца Ф. Гарднера в Вербилках под Москвой. Гарднеровские фарфоровые изделия широко были распространены в дворянском быту. Их можно было купить и заказать. Стоил фарфор в ХVIII очень дорого: простенькая чашка продавалась по стоимости коровы за три рубля.
       Нужно заметить, что в быту дворян фарфор начинает играть заметную роль с конца ХVIII в., когда русское дворянство освобождается от обязательной государственной службы «Манифестом о вольности дворянства» 1762 года и начинает заниматься обустройством усадебного быта. В этот период особенно много фарфора в Россию ввозили из саксонского города Мейсена. Более столетия Россия была для мейсенского завода одним из главных рынков: около половины своей продукции завод направлял в Россию. Отдельные предметы знаменитой мейсенской мануфактуры можно увидеть на выставке.
      Самыми ранними предметами из фарфора, которые украсили непритязательный быт провинциальных усадеб, были подарочные чашки. Такая традиция использования фарфора в качестве подарка сложилась в России к концу ХVIII в. и существует до сих пор. На подарочных чашках по заказу делали памятные надписи: «Ниместо далности нивремя долготою неможет разлучить сердец наших стобою» или «В знак дружбы», «В день ангела». Столовые и чайные фарфоровые сервизы использовали в небогатых дворянских усадьбах для украшения комнат и в то же время для сервировки стола. Они появились не ранее 1790-х гг. и вплоть до середины 1810-х годов были представлены западноевропейской продукцией: саксонской, французской, австрийской. «Лучший хозяйкин сервиз», по воспоминаниям современников, выставлялся вместе с фарфоровыми «куклами» в кабинетах.
       Широкому распространению фарфора в России особенно способствовали крестьянские заводы Гжели. Среди них выделяется продукция завода Сафронова, в которой видно подражание ведущим отечественным фарфоровым производствам – заводам Гарднера и Попова. Интересна чайная чашечка с ребусом на французском языке. Тот, кто его разгадает, узнает, что «стрелы любовные мучительны», что вызывает в памяти домашние альбомы пушкинской эпохи, в которых гости оставляли хозяевам – обычно юным особам – свои пожелания, чувства, мысли, стихи.
Интересно заметить, что источником росписи, то есть «картинки» на фарфоре, в ХIХ в. становится печатная графика из разных литературных изданий, альбомов литографий, репродукций с картин.
     На выставке можно увидеть чашку с портретом военного, в котором современники безошибочно узнавали одного из самых романтических героев Отечественной войны 1812 года «вихрь-атамана» Матвея Платова. Источником для «фарфорового» портрета послужила гравюра Ф.Вендрамини с оригинала Сент-Обена. На другой чашке – портрет «модницы». Он также не придуман художником, писавшем его на фарфоре, а был взят с гравированного листа «Парижской моды» – приложения к журналу «Московский телеграф». Замечательный и как будто знакомый пейзаж на десертной тарелке - это изображение Большого каскада и пруда в Павловске известного гравера Ивана Ческого с оригинала Семена Щедрина.
      В середине ХIХ в. фарфор приобретает новый социальный адрес и новые функции в быту, становится гарантией семейного достатка и благополучия представителей третьего сословия. Любопытно сообщить, что в это время в Ярославле торговлей фарфоровой посудой, наряду с предметами роскоши, хлебом и особенно железом, занимались представители богатейшей купеческой семьи – братья Петр и Александр Матвеевичи Пастуховы.
      Сейчас уже всем известно имя Матвея Сидоровича Кузнецова, который поставил производство фарфора на промышленную основу. На выставке показана продукция многочисленных предприятий этой семьи, в том числе и Рыбинской фабрики, которую М. С. Кузнецов купил в 1894 г., перестроив и технически переоснастив на выпуск только фарфоровой посуды. Монополизация фарфоровой промышленности позволяла таким фабрикантам, как братья Корниловы и братья Кузнецовы, удовлетворять самый широкий и разнообразный спрос населения. В их фарфоровом товаре нашли отражение и стиль модерн, и неорусские увлечения, и, что делает честь этим предпринимателям, сохранились традиции ручной народной росписи. Все это демонстрирует выставка русского фарфора из собрания нашего музея.

М. Л Фесенко, главный хранитель музея-заповедника

Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
150000, Ярославль, Богоявленская пл., 25.
Тел. (0852) 30-56-30, 30-40-72, 30-38-69, 30-35-37
Факс (0852) 30-57-55
E-mail: mp@yarmp.yar.ru
Сайт www.yarmp.yar.ru

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД