Подробности

    марте состоялся первый из серии обучающих семинаров «Культура на границах». Он проходил в Москве и музее-усадьбе «Ясная Поляна». В нем приняли участие и музейные работники — члены АМР. Семинар организовывался как пилотный. При положительном опыте цикл семинаров «Культура на границах» перерастет в, возможно, в программу. Идет обсуждение вопросов, поднятых на семинаре, обмен мнениями. Вот некоторые отзывы участников семинара

    Что привлекло меня к участию в семинаре? Конечно тема "Культура на границах" - взаимодействие культуры с властью, обществом, бизнесом, СМИ предстало в виде цельной проблемы, к которой нужно подходить комплексно и семинар в общем обозначил пути ее решения , базируясь на тезисе: "Культура не имеет границ - она проводящий слой". Для меня было очень заманчивым обещание показать "изнутри работу прогрессивных российских организаций культуры" - на мой взгляд, эта тема прозвучала несколько невнятно. По крайней мере, то, что после эпохального ремонта, в Историческом музее восстановлена безнадежно устаревшая, со всех точек зрения, экспозиция - понятно, а прогрессивного примера в музейной сфере, как раз не хватало. Помимо всего интересного и важного, что я узнала в ходе работы семинара, огромное значение для меня имело общение с Владимиром Юрьевичем Дукельским и Татьяной Минсафиной (Тольятти).
    Хотела бы разрушить границы в восприятии музея посетителем, т.к. в основном сегодня наши музеи (особенно провинциальные) воспринимаются как кладбище ценностей и вещь в себе. Речь идет о посетителе не подготовленном - не владеющем языком изобразительного искусства, не имеющем представления о содержании музейной жизни. Инициатива в разрушении границ должна принадлежать музею - он должен готовить своего посетителя к полноценному восприятию экспозиций и отдельных произведений, обучая его языку изобразительного искусства, которому по-прежнему никто не учит, используя весь диапазон современных возможностей - от музейных школ и регулярных передач на телевидении, ориентирующихся на местные музеи и их коллекции, до создания межмузейных информационно-образовательных центров. Музей должен стать более открытым для понимания сути его деятельности, вовлекая посетителя в некоторые виды этой деятельности - то, что уже давно и успешно практикуют зарубежные музеи. Вроде бы все на поверхности - а воз и ныне там.
    Но не все границы стоит разрушать. Буду отстаивать границы изобразительного искусства со спецификой его языка и своеобразием воздействия на эмоционально-духовную сферу человека от поползновений современных электронных технологий совершить подмену в основополагающих понятиях. Имеется в виду виртуальный аттракцион "Путешествие в картину" как первый шаг на пути к разрушению восприятия живописи, как эмоционально окрашенной авторской иллюзии трехмерного пространства на плоскости, посредством специфических средств живописи - цвета, света, тона. Не судите строго - скорее всего все очень путано...
     С искренней признательностью и уважением — Светлана Остапова, директор Одесского муниципального музея личных коллекций им. Плещунова


   Семинар «Культура на границах» был полезен во многих аспектах. Руководители, эксперты, кураторы, предложенные темы и задания, спектакли, география собравшихся, как кажется, были призваны способствовать снятию внутренних границ участников семинара в оценке собственной роли в культурном процессе. Уже при переезде в «Ясную поляну» возникло ощущение раздвижения концептуальных горизонтов. Т.о., с моей точки зрения, организаторы достигли желаемого результата.  тало очевидным, что периферия жизни вовсе не является обязательным локусом культуры, а нормализация развития общества во многом зависит от социальной направленности культуры. Впрочем, как и будущее самой культуры. 
     Возможно, семинар оставил такое положительное и конструктивное впечатление еще и потому, что каждый из нас в той или иной степени уже «действует» в пограничных зонах, будь то границы институций или границы, определенные, например, способом выражения внутри самой культуры. Так, в 2003 г. Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки имела очень интересное и перспективное сотрудничество с городским Центром реабилитации душевнобольных. Была организована и проведена выставка художественных работ людей с ненормативной психикой, которая привлекла внимание и в итоге приобрела форму благотворительной акции – у большинства экспонентов работы были выкуплены частными лицами и организациями. Сейчас галерея надеется повторить опыт в более широком масштабе.
     Другой пример – конференция «Образ и текст», заявленная Курской галереей в 2004 г. Принадлежащие, казалось бы, к различным типам «высказывания», эти формы очень часто образуют между собой взаимообусловленные связи, анализ которых мало того, что нередко увлекателен и полезен, но и напоминает нам о том, что границы в сфере культуры условны, а явления культуры – это результат взаимодействия типологически разных составляющих.

Игорь Александрович Припачкин, директор музея Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки

    Приглашаем вас высказать свое мнение.
Тема: «Культура на границах»
E-mail shabour@klax.tula.ru Елене Шабуровой.

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД