Подробности

   апреле 2004 г. в год 190-летия со дня рождения М. Ю. Лермонтова в Пензенском Литературном музее открылась выставка «М. Ю. Лермонтов в изобразительном искусстве» (из фондов Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы»).
    Большинство иллюстраций, представленных на выставке, были опубликованы в разных изданиях произведений Лермонтова. Часть из них никогда не публиковалась, тем приятнее представить зрителю работы Павла Коровина к «Песне про … купца Калашникова».
     Несмотря на то, что при жизни Лермонтова, были напечатаны «Бородино», «Хаджи-Абрек», «Песня про…купца Калашникова», «Казначейша», «Мцыри», «Герой нашего времени» - ни одной иллюстрации к этим произведениям в те годы не появилось. Объясняется это тем, что, во-первых, Лермонтов мало интересовался издательской судьбой своих произведений. Во-вторых, произведения Лермонтова печатались лишь в толстых журналах, в которых никаких иллюстраций не полагалось, а из отдельных изданий вышел лишь один сборник стихотворений (1840 г.) и «Герой нашего времени» (1840 и 1841 гг.) – также без иллюстраций.
     На издании лермонтовских сочинений крайне неблагоприятно отразился и тот факт, что на протяжении 50 лет авторское право принадлежало исключительно фирме Глазунова, которая, став на путь выпуска полных собраний сочинений поэта, выпускала двухтомные сборники, всегда одного и того же формата, варьируя лишь в разных изданиях группировку произведений внутри томов. Поэтому до 1891 г. можно по пальцам перечислить все иллюстрированные издания Лермонтова.
Все экспонаты выставки – оригиналы. Среди них иллюстрация Ильи Репина к стихотворению «Пророк» (1891). Хотя сам Репин был недоволен своей работой, она остается наиболее значительной попыткой передать глубокой смысл «пророка» Лермонтова.
     Совершенно исключительными по своей силе являются иллюстрации М. Врубеля. Его «Поверженный Демон» (1890 г.) принадлежит к лучшим образцам русской художественной иллюстрации, поражает изумительным проникновением в колорит Востока, переданный художником с не меньшим мастерством, чем самим Лермонтовым в его поэме, приковывает внимание всех посетителей.
    Большую популярность получили иллюстрации Дементия Алексеевича Шмаринова к «Герою нашего времени». Они переиздавались несколько раз. Его рисунки выполнены в лучших реалистических традициях: убедительны образы персонажей, точно воссоздана атмосфера эпохи. Его рисунок «Печорин на диване» (1941 г.) стал хрестоматийным в иллюстрировании «Героя нашего времени».
     Заслуженное место на выставке занимают работы пензенского художника Виктора Анатольевича Королькова с иллюстрациями к повести «Штосс», где автором предпринята собственная, отличная от других, попытка истолкования творчества поэта.
     Всматриваясь в иллюстрации к произведениям М. Ю. Лермонтова, представленные на выставке, каждый посетитель открывает для себя своего поэта. И мы надеемся, что живописное истолкование наследия Лермонтова существенно расширит читательское представление о творчестве поэта в целом. 

Виолетта Николаевна Добрякова,
заведующая отделом Пензенского Литературного музея

ГУК «Объединение государственных 
литературно-мемориальных музеев Пензенской области»
440000, г. Пенза, ул. Кирова, 2.
Тел. (8412) 56-10-10, 56-13-12
Факс (8412) 56-10-15
E-mail: muslib@stup.ac.ru

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД