Подробности

    Администрации Ярославской области 22-24 октября 2004 г. состоялось совещание, работе которого приняли участие члены Президиума Союза музеев России, члены Ревизионной комиссии, члены совета представителей областей, входящих в Центральный федеральный округ, сотрудники аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе. Федеральной службы по надзору за соблюдение законодательства в сфере массовых коммуникаций и культурного наследия, деятели культуры и искусства Ярославской, Костромской, Ивановской областей.
    С приветствием к собравшимся обратились первый заместитель Губернатора Ярославской области И. И. Скороходова и начальник Управления по работе с общественными организациями и средствами массовой информации Полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе В. А. Александров.
    В ходе совещания по следующим темам выступили:
    «Сохранение культурного наследия - новые возможности и угрозы сегодня» - М. Б. Пиотровский, президент Союза музеев России, заместитель председателя Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, директор Государственного Эрмитажа;
    «Современные возможности музея в социально-культурном развитии региона» - Е. А. Богатырев, член президиума Союза музеев России, директор Государственного музея А. С. Пушкина (г. Москва);
    «Культурный туризм как составляющая часть экономического развития региона» - А. И. Аксенова, член Президиума Союза музеев России, генеральный директор Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника;
    «Яснополянское соглашение - опыт разработки целевой программы социально- экономического развития территорий на основе гуманитарного ресурса» -
В.И. Толстой, член Президиума, директор Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»;
    «Основные направления деятельности Федеральной службы в области охраны культурного наследия» - О. Н. Головач, начальник отдела контроля за состоянием хранения и использования фондов Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Министерства культуры и массовых коммуникаций.

    Состоялось заседание расширенного состава Президиума Союза музеев России, где прошло обсуждение актуальных проблем музейного строительства на современном этапе.
    Было отмечено следующее:
   
1. Основная функция музеев - сохранение культурных ценностей и культурно- исторического наследия. И это направление работы принципиально нельзя относить к разряду «услуг оказываемых населению». Содержание, обеспечение сохранности и безопасности, консервация и реставрация музейных предметов и коллекций Музейного фонда Российской Федерации - это обязанность государства, они доверены ему обществом для того, чтобы собирать, умножать и передавать следующим поколениям. 
    Сегодня можно констатировать, что с 1 января 2005 г. практически половина статей «Основ законодательства о культуре» утрачивает свою силу или изменяется в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
    Продолжается процесс реформирования социальной сферы, в частности разрабатываются проекты законов о новых организационно-правовых формах для учреждений здравоохранения, образования, культуры. Есть серьезные опасения, что разработчики не учитывают особенности деятельности музеев и выполнением ими миссии по сохранению культурного наследия.
    2. Отсутствие единой государственной политики в области сохранения культурного наследия может привести к разрушению существующей музейной сети, закрытию муниципальных музеев, в связи с введением в действие Федерального закона от 4.07. 2003 г. № 95- ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федерального закона от 6.10. 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 19 06 2004 N 53-ФЗ от 12.08.2004 N 99-ФЗ).
    Не менее сложными остаются вопросы взаимодействия музеев с церковью, хотя мы имеем много положительных примеров совместного использования недвижимых культовых памятников религиозными организациями и музеями, что обеспечивает необходимые условия реставрации, хранения и безопасности культурных ценностей.
    3. Последние 15 лет показали, что музеи страны оказались наиболее стабильными и готовыми к новым ролям из всех так называемых «культурно-просветительных» учреждений. Музеи расширили объем выполняемых социальных функций, они активно участвовали в социально-культурном развитии регионов, продолжали быть основой развития культурного туризма, особое внимание уделяли вопросам работы с различными категориями посетителей и, прежде всего с детьми.
    Все эти процессы были возможны благодаря сложившейся системе сочетания различных источников финансирования. Планируемое замещение бюджетного финансирования государственных учреждений и, в частности музеев, средствами, получаемыми от основной деятельности, блокирует возможность дальнейшего динамичного развития музеев.
    В связи с вышеизложенным Президиум ПОСТАНОВИЛ:
   
1.1. Направить письма Председателю Правительства Российской Федерации М. Е. Фрадкову, Министру экономического развития и торговли Российской Федерации Г. О. Грефу, Министру финансов Российской Федерации А. Л. Кудрину, Министру культуры и массовых коммуникаций А. С. Соколову, председателю Комитета по культуре Государственной Думы И. Д. Кобзону, где, в частности, отметить, что серьезную обеспокоенность Союза музеев России вызывают:

  • стремительный процесс проведения административной реформы, реформирования бюджетного процесса, разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами, реформа местного самоуправления создает серьезные препятствия для реализации конституционных права граждан нашей страны. Принятые поправки к Основам законодательства о культуре (ФЗ-122 ст. 20) принципиально меняют и существенно ухудшают возможности в части сохранения и представления культурного наследия, развития музеев. Более того, на уровне местного самоуправления организация музейной деятельности даже не предусматривается.

  • разрабатываемые законопроекты по введению новых организационно- правовых форм учреждений и организаций социальной сферы, которые планируется применять для музеев, создают угрозу для практически прекращения действия существующей правовой базы, использования системы банкротства и приватизации в музейной сфере.

     Предложить соответствующим Министерствам при дальнейшей реализации социально-экономической реформ:
    - разработать концепцию государственной политики в области сохранения культурного наследия на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
    - обеспечить финансирование в форме субвенций (или сметного бюджетного финансирования) затрат на обеспечение сохранности и безопасности музейного фонда, в том числе строительство, ремонт и реконструкцию фондохранилищ, реставрацию и консервацию музейных предметов и т.п.;
    - запретить приватизацию объектов культурного наследия, занимаемых или используемых государственными и муниципальными музеями;
    - не допустить замещения бюджетного финансирования средствами, получаемыми музеями от основной деятельности, исходя из того, что эти доходы компенсируют недостаточность финансирования учредителя и обеспечивают условия динамичного развития музеев.
    В указанных материалах отметить, что Союз музеев России готов принять участие и представить предложения по разработке проектов законов о новых организационно-правовых формах для учреждений и организаций социальной сферы, в части затрагивающей музейную деятельность.
    1.2. Обратиться в Комитет по культуре Государственной Думы с предложением обсудить на заседании Комитета вопросы, связанные с формированием законодательной базы, обеспечивающей сохранение и развитие культурного наследия, в рамках проводимых реформ.
    1.3. Учитывая, что регионы, входящие в Центральный федеральный округ, имеют сложившуюся структуру музейной сети, и, следовательно, различные варианты оптимизации и преобразований в этой сфере, обратиться к Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко с предложением совместно с Общественно - политическим экспертным Советом проанализировать возможные пути сохранения музейной сети в регионах, входящих в ЦФО, и выработать предложения по концепции государственной политики в области сохранения культурного наследия.
    2. Провести организационные мероприятия по подготовке и проведению отчетно-выборного собрания Союза музеев России в мае-июне 2005 г. в г. Москве, создать рабочую группу по подготовке материалов и собрать предложения от членов Союза по возможным изменениям и дополнения в Уставные документы и Положения, регламентирующие деятельность Союза. 
    3. Президиум рассмотрел предложение издательского дома «Отечество» об участии Союза музеев России в подготовке издания информационно-художественной серии альманахов «Музеи России». Предполагается, что серия «Музеи России» будет состоять из семи томов, каждый из которых будет представлять музеи определенного федерального округа Российской Федерации. Выпуск рассчитан на 5 лет.
     Принято решение о поддержке данного проекта и участии представителей Союза в редакционной коллегии и координационных группах по подготовке каждого тома.

Л. А. Александрова, исполнительный директор

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД