Подробности

лаготворительный фонд Владимира Потанина проводит 2-й конкурс музеев России, стратегической задачей которого является поддержка лучших образцов музейной практики и – в целом – адаптация музейной сферы к меняющимся условиям социально-экономической и культурной деятельности. 
    Итоги конкурса 2003-2004 года демонстрируют потенциал и динамику движения российского музейного сообщества, его способность порождать и реализовывать новые идеи и новые представления о роли музея в современной социально-культурной среде.  И, что не менее важно, эта энергия размышления и действия присуща не только крупным и известным музеям столичных городов, но и столь же явственно ощущается в средних и малых городах и поселениях России. За относительно короткий срок конкурса Фонд получил 450 заявок из более чем 60 регионов страны. Лауреатами в различных номинациях конкурса стали как известные имена и организации, так и небольшие музеи российского Севера, Сибири и Дальнего Востока.
    Конкурс 2004-2005 года, наряду с сохранением приоритетов предыдущего этапа, будет сориентирован на поддержку тех инноваций, которые превращают музей в реального лидера городского и регионального пространства и, как следствие, привлекают к нему внимание общественности, СМИ и серьезных партнеров из сфер бизнеса, управления и общественных инициатив.
Современный музей – «точка встречи» множественных интересов, взглядов на мир, общество и собственное будущее. 
    К участию в конкурсе приглашаются российские государственные и негосударственные музеи, расположенные на всей территории Российской Федерации, зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством и имеющие открытый счет в банке.
    Проект может быть подан от имени музея и/ или музейной организации .

    Если проект партнерский (это одна из целей данного конкурса), заявка подается от музея – участника проекта. Общее содержание проекта и взаимоотношения между всеми участниками должны быть описаны в одной заявке.
    Цели конкурса музейных проектов:

    1. Исследование и выявление лучших образцов музейной практики, связанных с осознанием нового места музея в меняющемся социально-культурном и экономическом окружении; 
    2. Поддержка управленческих инноваций в современном музейном деле, направленных на создание и распространение новых музейных продуктов и видов деятельности;
    3. Содействие установлению и развитию системы партнерств и кооперации между музеями и организациями из других областей профессиональной деятельности - туризма, образования, СМИ, социальной сферы, среднего и малого бизнеса и пр.; 
    4. Поддержка и развитие коммуникативных компетенций музейного сообщества, направленных на предъявление и презентацию собственной деятельности как социально и общественно значимой.
    Открытые номинации конкурса 
   
1. Музей и технологии туризма. (Инновационные музейные практики для развития туристического бизнеса в городе / регионе, разработка маршрутов, усилия по созданию качественной инфраструктуры туризма и пр.). 
Максимальный размер гранта: $ 20.000 
    2. Музей и новые образовательные программы. (Инновационные и нестандартные подходы к содержанию, организационному дизайну и продвижению образовательных программ в музеях; совместные программы и т.д.).
Максимальный размер гранта: $ 20.000 
    3. Совместные музейные программы. (Проекты и программы, реализуемые в партнерстве музеев и социально-культурных институтов, позволяющие качественно преобразовывать культурную среду города, региона и местных сообществ. Например, музеи и частные галереи, центры современного искусства, библиотеки, театры, СМИ и др.). 
Максимальный размер гранта: $ 25.000 
    4. Технологии музейной экспозиции. (Нестандартные формы музейной экспозиции виртуальная экспозиция с использованием новых технических средств, современные формы работы с целевыми аудиториями и т.д.)
Максимальный размер гранта: $ 15.000 
    5. Музейные исследования. (Продолжение и завершение музейных исследований – внутри страны и за рубежом - необходимых для развития музейной деятельности и существенно важных для укрепления партнерских связей музея с городскими и региональными структурами. Например, изучение и анализ культурных ресурсов туристической деятельности, оценка культурного потенциала социальных групп, установление культурной связности различных территорий, актуализация музейных архивов и т.д.) .
Максимальный размер гранта: $ 15.000 
    6. Социальные сервисы для людей с ограниченными возможностями. (Новые виды и способы работы, формы привлечения внимания и поддержки, участие в более широких по масштабу социальных программах и т.д.).
Максимальный размер гранта: $ 7.000 
    Общий грантовый фонд конкурса $ 265 000 
    Финансирование выделяется на проекты сроком реализации до 30 апреля 2006 г. 
    При прочих равных условиях, предпочтение будет отдаваться проектам, имеющим софинансирование.
     При отсутствии перспективных проектов в любой из номинаций, жюри конкурса оставляет за собой право не присуждать грантов по данной номинации.
    Процедура проведения конкурса:
Конкурс проводится в два этапа.
Первый этап - сбор заявок и первичная оценка независимым Экспертным Советом.     Срок подачи заявок – 10 февраля 2005 года
   
5 марта 2005 года – Объявление промежуточных результатов 
    Финалисты первого тура приглашаются на Тренинговый семинар в марте 2005 года для доработки организационной схемы проекта и подготовки презентации на финальном туре конкурса (в мае 2005 года). 
    Второй этап – доработка заявок по итогам тренинга.
Срок подачи уточненных заявок – 25 апреля 2005 года.
    В мае 2005 года по итогам работы Жюри состоится Презентация проектов-финалистов.
    Окончательное решение по присуждению грантов принимается по итогам Презентации на основе открытого голосования Жюри конкурса.
    Основные критерии оценки проектов:
Два этапа конкурса предполагают две группы критериев.
1. Оценка социально-культурного и управленческого потенциала проекта:
На первом этапе оценивается идея и общий потенциал проекта – как фактора формирования культурной среды территории (города, региона, сообщества и т.д.)
Здесь оценивается красота идеи и эффективное решение поставленной перед проектом проблемы, а также грамотное соединение собственных ресурсов с возможностями своих партнеров. Чем выше эффект такого партнерства для региона, города и местного сообщества, тем предпочтительнее выглядят шансы участника.
    Критерии оценки проекта на первом этапе:
· способность инновационного развития современной музейной практики;
· способность оказать существенное влияние на качество культурной среды города, региона, территории;
· эффективное использование механизмов организационного развития (в т.ч. попечительских советов, клубов друзей, сетевых союзов, стратегий работы с человеческими ресурсами и т.д.);
· привлекательность проекта для потенциальных партнеров из разных сфер профессиональной деятельности, в том числе, из сферы государственного и муниципального управления;
· заинтересованность в проекте со стороны среднего и малого бизнеса данной территории;
2. Оценка коммуникативного и реализационного потенциала проекта:
На втором этапе при сохранении первичных критериев оцениваются управленческая квалификация участников (реалистичность идеи, соответствие имеющимся ресурсам) и коммуникативные способности проектной группы (организации), умение предъявить идею внешним партнерам, получить общественный резонанс.
Эта часть конкурса оценивает «публичный» образ музея как культурного, социального и экономического института, что является необходимым условием для решения задач, соразмерных сложности сегодняшней ситуации, а также точное понимание собственных возможностей и необходимого ресурсного обеспечения проекта.
    Критерии оценки на втором этапе конкурса:
· способность заявителя предъявить видение своего будущего в открытом публичном пространстве;
· отчетливое понимание конечного культурного и социально-экономического продукта проекта;
· яркость и оригинальность презентационной формы;
· грамотно сформулированная информационная и маркетинговая компания;
· наличие софинансирования из местных источников на территории.
    В рамках проектов не финансируется:
· создание индивидуальных художественных произведений;
· тиражирование книг, CD-ROMов, аудио- и видеокассет;
· комплектование архивных, музейных, и библиотечных фондов;
· проекты по автоматизации музейных и библиотечных фондов;
· строительство, ремонт и реставрация зданий;
· приобретение автотранспорта и средств мобильной связи;
· расходы, связанные с публикацией материалов в СМИ
    Требования к оформлению заявки:
1. Проект должен быть написан по образцу проектных заявок на грант (Приложение 1). Описание проекта не должно превышать 3 страниц 12 кеглем через один интервал (текст заявки с бюджетом в файле формата DOC по электронной почте).
    Внимание:
    Финалисты первого тура должны будут предоставить оригиналы и бумажные копии уставных документов на тренинговом семинаре!
    Не будут рассматриваться заявки:
· Заполненные не по форме (больше указанного размера)
· Поступившие позже указанного срока
· Не имеющие электронной версии
     Для победителей конкурса во всех материалах по проекту (презентации, аудио, видео, печатная продукция) ссылка на поддержку Благотворительного фонда
В. Потанина, ОБЯЗАТЕЛЬНА.
    Содержательные и финансовые отчеты по проектам должны быть представлены в Благотворительный фонд В. Потанина в течение месяца с момента окончания срока реализации проекта (форма отчетов и инструкции по их заполнению будут высланы победителям отдельно).
    Заявка на участие в конкурсе посылается в обязательном порядке региональным координаторам по следующим адресам :
Приволжский федеральный округ:
Координатор Юлия Рыбакова, e-mail: juliyaf@toliatti.ru
Северо-Западный федеральный округ:
Координатор Светлана Шлыкова, e-mail: svesh@psu.karelia.ru
Уральский федеральный округ:
Координатор Юлия Неруш, e-mail: njb@admsurgut.ru
Центральный федеральный округ:
Координатор Елена Шабурова, e-mail: shabour@klax.tula.ru
Южный федеральный округ:
Координатор Андрей Лисицкий, e-mail: volglis@mail.ru
Ведущий координатор конкурса Фокина Елизавета
e-mail: konkurs@acm.org.ru 
У координаторов можно получить стандартную форму проектной заявки, а также дополнительные консультации. 
Вся информация о программах Благотворительного фонда В. Потанина содержится на сайте: http://www.fund.potanin.ru 
Организационное обеспечение конкурса осуществляет Ассоциация менеджеров культуры: http://acm.org.ru

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД