Подробности

"... началась война, то есть совершилось противное
человеческому разуму и всей человеческой природе событие..."
Л. Н. Толстой "Война и мир"


  60-летию Великой Победы Художественный музей на выставке "Война и Мир" представляет произведения, созданные в 1941-1945 годах. В них – тревога и боль, воля к победе и любовь к Родине. Приметы сурового времени, увиденные глазами очевидцев художников, особенно остро и взволнованно, без лишнего пафоса и откровенно запечатлевших и военные сражения, и относительно мирную жизнь в тылу… Художники стремились исполнить свой долг, сжимая в руках и боевое оружие, и оружие художника - карандаш или кисть.
    С первых дней войны важная пропагандистская роль была отведена политическим плакатам, в том числе знаменитым "Окнам ТАСС". Их острогротесковые изображения с лаконичными текстами поднимали патриотическое настроение, вызывая ненависть к злобному врагу.
    В военное время необычайно возросла роль графических искусств, обладавших наиболее мобильными средствами. Лист бумаги и "боевой карандаш" призваны были оперативно и документально рассказать о военных сражениях, о подвигах героев, поднять боевой дух. Поэтому репортажные зарисовки, зачастую созданные в перерывах между боями, под бомбежкой и обстрелом, на малоформатных листочках, на некачественной бумаге, убедительнее любого монументального полотна доносят суровое дыханием времени. Это произведения С. Беляева, П. Кондратьева, С. Юдовина.
    Сила эмоционального воздействия приумножается в живописных полотнах, и каждый из жанров по-своему передает настроения и образы военной поры. Глубокие человеческие переживания отображены в произведениях жены фронтовика, ярославской художницы Ю. Дружининой («Сыну на фронт»), в картине известного советского автора С. Рянгиной («У эшелона»). А картины А. Жаренова, участника тяжелых боев за Москву, написаны по его личным впечатлениям. Новые смысловые акценты зазвучали в пейзажах (А. Морозова, Н. Шлеина, А. Шиндыкова), вызывая ностальгически печальное или торжественное настроение. А светлый и легкий пейзаж В. Пакулина был написан художников в блокадном Ленинграде. В натюрмортах тех лет - скупой и аскетичный набор предметов (В. Чернецов, Д. Трубников).
     К числу уникальных произведений военного времени относится картина Василия Яковлева, "Патриотическое молебствие в июне 1942 года", представляющая монументальный групповой портрет, где изображен будущий Архиепископ Ярославский и Ростовский Сергий с двумя мальчиками-служками в Московской Никольской церкви Преображенского кладбища при отправлении патриотического молебствия в первую годовщину начала Великой Отечественной войны. Это произведение напоминает о том, что Русская православная церковь и ее служители оставались носителями высоких патриотических чувств и всегда были духовной опорой русского народа.
    Наверное, наибольшие технические сложности в условиях военного времени испытывали скульпторы, но продолжали работать, используя самый простой материал: глину, гипс и даже пластилин. Они создавали портреты героев войны, задумывали композиции, которые потом воплотятся в будущих монументах.
О годах Великой Отечественной войны написано немало, в дни празднования 60-летия Победы появятся новые строки и новые исторические факты, и надеемся, что эта выставка, где многие произведения экспонируются впервые, дополнит представление об этом суровом времени.
     Выставка открыта до 25 мая.
     Куратор: искусствовед Коновалова Наталия Олеговна 
     Авторы проекта: Баузина А.Г., Воинова Н.В., Жаркова Н.В., Русанова Н.В. При участии Голенкевич Н.П.
     Реставраторы: Медведев Ю.Ф., Дыкан О.Г.
     На выставке музей представляет одно из интереснейших произведений.
Это полотно кисти Василия Яковлева "Патриотическое молебствие 22 июня 1942 года в Москве" (Х., м., 399х301, 1942 – 1944, пост. в 1966 г. Дар Архиепископа Сергия).
    Автором картины является действительный член Академии художеств СССР, народный художник РСФСР, дважды лауреат Государственной премии СССР, профессор живописи, доктор искусствоведения Василий Николаевич Яковлев (1893 – 1953)
     Картина – групповой портрет, где изображен будущий Архиепископ Ярославский и Ростовский Сергий с двумя мальчиками-служками: 4-летним Толей и 12-летним Николаем, внуком епископа Анатолия (Филимонова) в Никольской церкви Преображенского кладбища г. Москвы при отправлении патриотического молебствия в первую годовщину начала Великой Отечественной войны. 
    Красноречивы строки "Дарственной" владыки Сергия, сопровождавшей дарение картины в музей: "С Василием Николаевичем Яковлевым я познакомился в Москве весной 1942 года. Наше знакомство стало приятельством, а затем перешло в личную дружбу. Меня привлекла широчайшая эрудиция этого человека. Его познания в философии были энциклопедическими. Были у нас дебаты на философские темы… В музыке он любил Бетховена и Баха, что соответствует и моим вкусам…" 
    В.Н. Яковлев присутствовал на богослужении о "даровании победы оружию советской армии летом 1942 года", которое проводил епископ Звенигородский Сергий. После службы художник предложил написать портрет – картину, изображающую этот момент. Произведение создавалось в течение двух лет и было завершено в 1944. Отец Сергий, получив ее в дар от художника уже в 1943 году, готовил ее для Одесской Духовной семинарии, но по каким-то причинам не смог ее доставить в Одессу.
В мастерской художника картину видели видные военачальники, в том числе
К. Ворошилов, иностранные послы, иерархи церкви, в частности, митрополит Крутицкий Николай, писатели Л.М. Леонов и С.П. Бородин. После это в силу разных обстоятельств произведение оказалось скрыто от зрителей. 
    До 1946 г. картина находилась у автора в мастерской, в 1956 – перевезена в Астрахань, когда Сергий был назначен епископом Астраханским и Сталинградским. В последующие годы Сергий служил во многих Епархиях, вслед за ним путешествовала и эта картина. В ноябре 1966 года архиепископ Сергий передал произведение в дар Ярославскому историко-архитектурному музею-заповеднику, а при разделе музея оно стала собственностью Ярославского Художественного музея. До 2005 года полотно хранилось на валу, скрытое от глаз не только массового зрителя, но и редкий музейный сотрудник имел возможность его видеть.
    Празднование 60-летия Победы послужило поводом для возрождения произведения. Оно будет впервые представлено широкому зрителю на выставке, посвященной этому знаменательному событию. Оно напоминает о том, что Русская православная церковь и ее служители оставались носителями высоких патриотических чувств и были духовной опорой русского народа.

         Архиепископ Ярославский и Ростовский Сергий (Ларин) – 1908 – 1967 
До 1944 г. – принадлежал обновленческой церкви, епископ Звенигородский
В 1943 г. вступил в тайные переговоры с Киевским митрополитом Николаем об условиях, на которых обновленцы могут быть воссоединены с Православной церковью.
В 1944 г. Сергий был воссоединен простым монахом, но вскоре после этого получил уже православное поставление во епископа – 15.08.1944 епископ Кировоградского, викария Одесской епархии.
С 1946 – епископ Одесский и Кировоградский (затем Одесский и Херсонский)
С 30.10.1947 – епископ Ростовский и Таганрогский
С декабря 1949 – епископ Житомирский и Овручский
С 15.03.1950 – епископ Гродненский и Брестский
С 1.02. 1951 – на покое
С 1.04.1952 – епископ Тульский и Белевский
С 9.02.1954 – епископ Астраханский и Сталинградский 
С 27.07.1959 – епископ Омский и Тюменский
С 3.04.1961 – архиепископ Пермский и Соликамский
С 10.10 1962 – архиепископ Берлинский и Среднеевропейский
С 20.05.1964 – архиепископ Ярославский и Ростовский


     В рамках выставки Художественный музей при содействии Управления образования мэрии города Ярославля и Городского Центра развития образования объявляет конкурс на создание праздничной открытки, посвященной Дню Победы. Работы, выполненные в живописной, графической или стихотворной форме, принимаются до 20 мая. Возраст участников 6 – 16 лет. Условия участия - по телефону 303 – 504.
    Итогом конкурса является создание "слайд-шоу" на экране компьютера в Парадном кабинете-библиотеке, где будут представлены конкурсные работы, отмеченные жюри. Лауреаты конкурса награждаются дипломами. Лучшие работы будут опубликованы в виде праздничного набора открыток.

Информация подготовлена Наталией Олеговной Коноваловой,
куратором выставки "Война и мир", (тел. 328190)
и Мариной Полывяной,
специалистом по связям с общественностью музея, (тел. 303504)

ГУК “Ярославский художественный музей”
150000, г. Ярославль, Волжская набережная, 23
Тел./факс (0852) 30-48-31
Тел.: (0852) 32-81-85, 30-35-04, 32-81-90
E-mail: artmuseum@adm.yar.ru
Сайт: www.artmuseum.yar.ru

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД