Подробности

дним из победителей грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», объявленного Благотворительным фондом В.Потанина в 2005 году, стал заявленный Тверским государственным объединённым музеем «Межмузейный проект экологического образования «Помой-ка!». Проект призван изменить отношение людей к проблеме загрязнения окружающей среды, побудив их участвовать в экологических акциях, и одновременно – отношение населения к музею, обнаружив его потенциальные возможности в экологическом движении, в защите среды обитания человека. Основным результатом межмузейного проекта станет интерактивная выставка «Помой-ка!», которая будет создана совместными усилиями сотрудников музеев Тверского объединения и их партнерами.  В ноябре в ТГОМ в рамках этого проекта прошёл семинар «Технология проектной деятельности». Его участниками стали сотрудники головного музея, филиалов ТГОМ, директора муниципальных и общественных музеев города и области. В качестве преподавателей на семинар были приглашены ведущие сотрудники Института культурологии и Академии переподготовки работников искусства, культуры, туризма.
    В рамках семинара состоялись дискуссии, мастер-классы и деловые игры, которые были нацелены на освоение методики работы над проектом как инновационной формой культурно-образовательной деятельности и маркетинговых стратегий.
    Интересная дискуссия разгорелась при обсуждении вопроса о миссии современного музея. Рассмотрев уже известные варианты, поработав в творческих группах, определяя миссии для музеев с разными коллекциями и судьбами, участники семинара пришли к выводу, что эта работа помогает не только определить для себя самих ценности и принципы деятельности своего музея, но и предъявить их обществу, демонстрируя тем самым роль и возможности музея в решении социальных задач и культурной политике региона.
    Цифры статистики, предложенные руководителем семинара для обсуждения (согласно им, по популярности среди различных видов досуга, музей занимает последнее место: музейные посещения – менее 10%, театр и концерты – 17 %, отдых у телевизора –31%, поездки на природу – 36%, отдых с друзьями – 37%) не были неожиданными. В глубине души каждый музейщик-профессионал понимает, что музей переживает сейчас не лучшее время, но осознавать эти цифры как реальные факты статистики очень больно. Вот почему, определяя цели музейного маркетинга, участники семинара обратили внимание на то, что сегодня музей вступил в конкурентную борьбу «за свободное время своего посетителя» и чтобы выйти из этой борьбы победителем, он должен стать «гостеприимным музеем». А это означает, что мы должны повысить уровень комфортности в музее и качество музейного сервиса, и предложить посетителю самые разнообразные выставки, концерты, праздники, презентации необычных экспонатов из фондов музея, мастер-классы и культурно-образовательные программы, рассчитанные на разный социальный, образовательный и финансовый уровень.
    На вопрос о том, где на всё это взять средства, согласно теме семинара, был дан только один ответ: использовать в своей работе проектные технологии, как эффективный инструмент музейного менеджмента и механизм привлечения средств благотворительных организаций.
    Для кого-то из участников семинара эта технология деятельности была открытием, кто-то знаком с ней не понаслышке, так как участвовал и даже побеждал в грантовых конкурсах, и, следовательно, работал в проектном режиме. Тем интереснее должна была получиться деловая игра, в ходе которой каждая группа участников составляла и презентовала проектную заявку на тему «Особенности национальной погоды».
    Почему была предложена общая для всех групп тема? Задача семинара состояла не только в том, чтобы научить сотрудников музея работать в проектном режиме и грамотно составлять проектную заявку, но и в том, чтобы помочь филиалам определить своё место в общемузейном проекте. Каждый филиал ТГОМ, исходя из возможностей своего музея и потребностей своего региона, предлагает свой способ решения задач проекта. Что это будет:
    - совместные с образовательными учреждениями исследовательские проекты по экологии городской среды;
    - мастер-классы "Арт-помойка" (создание экспонатов для выставки из того, что «валяется под ногами», или, к примеру, весьма эстетичных мусорных корзин);
    - выставки экологического плаката «Помой-ка!»;
     - PR-акции против засоряющих природу производителей;
    - санитарные рейды по очистке от мусора и бытовых отходов городских парков, берегов рек, окружающих лесов, - покажет время и те проектные заявки, которые будут поданы на конкурс филиалами ТГОМ, муниципальными и общественными музеями, участниками семинара.
    Почему была выбрана именно такая тема? Руководителям семинара она показалась столь же нетрадиционной, разноплановой и неоднозначной, как и идея проекта «Помой-ка!». Ход деловой игры и презентация проектов показали, что ошибки не было. Каждая творческая группа проявила своё видение этой темы, предложив самые разнообразные проекты, где полёт фантазии (ведь проект предлагался от имени несуществующего музея) сочетался с необходимостью решения реальных проблем реального музея. Даже названия проектов говорят об их большом потенциале.
    «Рай в Райке» (усадебная тусовка в любую погоду в традициях XVIII века) – от имени музея-усадьбы, который пытается решить проблемы восстановления парка за счёт большой стоимости эксклюзивной услуги и привлечения средств фирм, заинтересованных в интеллектуальном корпоративном отдыхе своих сотрудников.
    «Погода в доме» (я тучи разведу… словами) – литературный музей. Климат семейных отношений на примере семьи классика литературы и его произведений. Умение выразить чувства словами. Адресат этого проекта – семья, от её рождения до золотой свадьбы. Эмблема проекта – зонтик, спасающий от ливня бранных слов колеблющийся огонёк свечи, символизирующий семью и самые прекрасные человеческие чувства.
    «Зима! Что делать нам …с тобою?» - музей декоративно-прикладного искусства предлагает мастер-классы по обучению взрослых и детей основам народных искусств и ремёсел под девизами: «Мастерством по разгильдяйству!», «Лучше свистеть, чем в бутылку глядеть!», «Как побаловать ребёнка, не избаловав его».
     «У природы нет плохой погоды» - от имени Музея трёх рек (музея природы) предложена детская эколого-образовательная программа под девизом «Оглянись вокруг!». На примере одного природного ландшафта в разное время года - воспитание умения видеть, чувствовать и понимать природу родного края. Туристические походы и экологическая тропа, фотофиксация объектов природы и экологические исследования, пленэры для юных художников, и как результат - четыре выставки детских творческих работ по временам года.
     «Подарок русской природы – времена года» - художественный музей предложил серию мастер-классов современных художников-дизайнеров «Фейерверк творчества». Они предназначены для родителей с детьми, «людей творческих и не очень», любителей «фенечек» и традиционных способов украшать себя и своё жилище. Мастер-классы помогут взрослым и детям овладеть с помощью профессионалов элементарными приёмами художественного творчества, реализовать свои творческие возможности и презентовать свои идеи и работы на мини-выставках, организованных музеем. Проект позволит музею изменить привычный для горожан классический имидж музея на более демократичный, расширить свою аудиторию, упрочить позиции музея в среде художников-профессионалов, пополнить коллекцию современного искусства.
     Таковы фантазии участников семинара. Какими предстанут перед экспертам реальные проекты, покажет конкурс. Его результаты будут подводиться на втором семинаре в январе 2007 года. Проекты-победители получат на своё осуществление частичное финансирование из грантовой суммы, выделенной Благотворительным фондом В.Потанина на осуществление проекта «Помой-ка!».

Елена Анатольевна Полозова, зав. отделом музейной педагогики ТГОМ,
руководитель «Межмузейного проекта экологического образования «Помой-ка!»

Тверской государственный объединенный музей
170000, г. Тверь, ул. Советская, д. 5
Тел.: (4822) 33-51-27, 32-37-25, 33-51-69, 33-47-15
Факс (4822) 34-37-90
E-mail: tgom@tvcom.ru

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД