Подробности

   Алексинском музее почты, филиале Алексинского художественно-краеведческого музея до 20 января 2008 года работает выставка, посвященная рождественской открытке.
    Рождество — один из главных христианских праздников. Сегодня мы не можем представить рождественский праздник без елки. Почему же именно ель стала центром и новогоднего и рождественского праздника? Возможно потому, что люди верили в волшебную силу хвойного дерева: его колючие иглы якобы защищали от злых духов. Ветки ели зелены круглый год. Другая точка зрения — ель, украшенная яблоками и орехами, имеет своим прообразом библейское «райское дерево». И, конечно же, приметой праздника стала открытка.
   Открытка — это символ, в котором емко отражается не только личность художника, но и духовные запросы целого народа.

     Сказанное особенно верно в отношении рождественской открытки, история которой тесно переплелась с судьбой страны.
     До революции было произведено множество прекрасных рождественских открыток. Большая коллекция этих открыток хранится в фондах Музея истории Москвы. В 1917 г. началась битва с Рождеством Христовым и «буржуазными» открытками. Битва велась до середины 80-х годов XX века. А 7 января 1991 г. Россия на государственном уровне вновь отметила православное Рождество и после долгого перерыва стали появляться рождественские открытки. Никакие новации не смогли сжить со света радостную поздравительную открытку.
    Первые отечественные рождественские открытки, выпущенные Общиной святой Евгении, появились в 1893 году. Они были выпушены с благотворительной целью Петербургским попечительским комитетом, издавшим к Рождеству 1898 года серию из десяти открыток по рисункам известных художников. Хотя тираж каждой открытки составлял 10 тысяч экземпляров они быстро раскупились, поэтому тираж был повторен. В создании рождественских открыток принимали участие такие известные художники, как Билибин, Маковский, Рерих, Бенуа и др. Что касается сюжетов, то тут господствовал русский стиль с заснеженными избушками, церквями, лихими тройками и нарядными крестьянскими детьми. Также на первых рождественских открытках изображали младенца Христа в яслях или летящего ангела со звездой,
    Многие сюжеты открыток кажутся нам сейчас непривычными. Вместо снега, льда и сосулек часто изображали зеленые растения, листья и цветы. Например, трехлистный клевер символизирует единство и гармонию, а в христианстве — Троицу. Четырехлистный клевер — очень редкий в природе, почти как цветок сирени с пятью лепестками — издавна считался символом удачи и счастья. По старорусским традициям и приметам, кто найдет четырехлистный клевер, может загадать желание, и оно исполнится. И поэтому не надо удивляться, что на рождественской открытке весенний сюжет и цветущие растения.
    Как ни странно, именно сейчас, в условиях компьютеризации всей страны, когда бумажные послания практически вытеснены электронной почтой, мы опять можем поздравить друг друга с Рождеством и Новым годом, отослав ту самую старую добрую открытку из ХIХ века. Главное, чтобы было желание принести немного радости их адресатам. Именно в эти праздники хочется верить, что сказочный мир, изображенный на открытках, существует на самом деле и какая-то его частица входит в наш дом вместе с ними.
    Открытки дарят людям радость — радость человеческого общения. И летят они, как птицы, по белу свету, ставшие настоящими посланниками дружбы и добрых чувств между людьми. Сегодня выходят открытки великолепного качества, тем самым возрождается культура поздравления, прививается хороший вкус.
Задача выставки — показать коллекцию этих открыток, которые разлетаются по городам и весям, неся с собой всего лишь несколько теплых и искренних пожеланий.
В рамках выставки состоятся экскурсии и беседы для детей и взрослых.

Т. А. Сальник, зав. музеем почты, филиала АХКМ

МУК «Алексинский художественно-краеведческий музей»
301360, Тульская обл., г. Алексин, ул. Советская, 38
Тел. (48753) 6-11-21, 6-03-74
E-mail: ahkm@mail.ru

 

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД