Подробности

Т. Швецова. Тихий вечер в Михайловском   Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» 7 сентября 2008 года открывается выставка Таисии Швецовой «Сочинения на заданную тему».
    Псковская художница Таисия Александровна Швецова родилась в 1937 г., в д. Стешково Вологодской области. В 1945 г. осталась сиротой. Воспитывалась в Кирилловском детском доме Вологодской области, там же получила среднее

образование. Затем окончила Псковский педагогический институт. Работала учителем русского языка и литературы в сельской школе, библиотекарем, учителем истории в средней школе. С 1951 г. живёт в Пскове.
    Специального художественного образования не имеет. Живописью занимается с 1996 г.
    Таисия Александровна ведет активную выставочную деятельность. Несколько её персональных выставок прошли в Псковском музее-заповеднике. В 2000 г. открылась персональная выставка художницы в Музее наивного искусства в Москве. Таисия Александровна участница и передвижных выставок Музея наивного искусства: «Пушкинские образы в творчестве наивных художников России» (1999 г.), « И увидел я новое небо» (2001 г.). В 2004 г. и 2007 г. она участвовала в Московских международных фестивалях наивного искусства и творчества аутсайдеров «Фёстнаив – 04», «Фёстнаив-07». В 2008 г. состоялись две её персональных выставки: в галерее «Герцена, 6» («Пятое время года») и в Центре Кондаса (г. Вильянди, Эстония) – «С любовью – Тася…».
    Работы художницы находятся в фондах Псковского музея-заповедника, Музея наивного искусства (г. Москва), в Российских и зарубежных частных собраниях.
    Выставка продлится до 7 октября.

«Картины Таисии Шевцовой –
это такие невинные простые лучи,
которым все равно, куда падать.
Праздник будет в любом случае…»
Из отзыва о выставке
Швецовой «Пятое время года»
в Галерее на Герцена

    С легкостью, присущей наивным художникам, она берется за любые интересные для нее неё темы (например, «Татаро-монгольское иго» или «Сотворение мира»), к некоторым из них возвращается не однажды. Совсем не удивительно, что Пушкин и его творчество – в числе самых любимых сюжетов бывшей учительницы русского языка и литературы. Впервые она обратилась к этой теме в 1998 году, когда получила приглашение участвовать в выставке «Пушкинские образы в творчестве наивных художников России». Организованная по инициативе Музея наивного искусства г.Москвы как передвижная по 11 городам России, выставка вовлекла в свою орбиту многих начинающих «наивистов» и стала толчком для дальнейшего их творческого раскрытия. В числе наиболее интересных авторов оказалась и Таисия Швецова. «Зимний вечер в Михайловском» и другие ее картины успешно экспонировались на выставке в дни празднования 200-летия со дня рождения Пушкина, а затем нашли свое место в Музее наивного искусства г. Москвы и Галерее наивного искусства Псковского музея-заповедника в Меншиковых палатах.
    Новый цикл работ, написанный Т. Швецовой специально для выставки в Пушкинских Горах, варьирует и продолжает эту поистине неисчерпаемую тему. Вот перед нами вновь безмолвные собеседники – Пушкин и няня. Сухонькая, словно выцветшая старушка и поэт в знакомом профильном ракурсе. Запоминается выражение отрешенности и огромный миндалевидный глаз – почти как на фаюмских портретах.
    Глаза каждого персонажа Т. Швецовой – особенные и несут важную смысловую нагрузку. Это поистине «зеркало души». Так, в работе «Моцарт и Сальери» у первого они искрятся жизнью и светом, а у второго - мутноватые, и подернутые налетом фальши. Варьируя сюжет, художница вводит новые детали. Например, в одном из вариантов появляется третий участник встречи двух музыкантов: «черный человек» в виде этакого колобка, закопченного сажей.
    Что касается самого Пушкина, то он изображается как самый обычный человек и на разные лады: то фронтальной полуфигурой рядом с красавицей Натали (как на фотографии супругов, сделанной деревенским фотографом), то небольшой фигуркой, примостившейся у дуба рядом с подозрительно похожим на него котом («У Лукоморья»). В темных энергичных мазках сказочного пространства этой картины скрыто ещё много интересного: невиданные звери, избушка бабы-яги, красавица-русалка, запутавшаяся в ветвях дуба.
    Многие картины написаны на сюжеты произведений Пушкина: «Бахчисарайский фонтан», «Полтава», «Дон-Жуан», «Барышня-крестьянка». В драме «Борис Годунов» художницу интересует момент любовного объяснения Лжедмитрия и Марины Мнишек. В знаменитой «сцене у фонтана» этот последний становится особо примечательной деталью: подобно летающей тарелке он парит над влюбленными, удерживая на себе нечто вроде зеленой бутылки со струями воды. Любопытно, что совершенно иначе те же персонажи выглядят в маленькой работе «Венчание на царство». Это две строго фронтальные полуфигуры в венцах и древнерусских костюмах, так что антипатичный Дмитрий превращается в бравого добра-молодца, а утонченная красавица-полячка – в румяную красну-девицу.
    От картины к картине меняются средства выразительности. Яркая праздничность палитры названной выше работы сменяется в «Скупом рыцаре» графической скупостью цвета, отчего зрителям становится совершенно ясно: перед ними старик-паук. Напротив, полон телесной мощи написанный энергичными сочными мазками Степан Разин, полуфигура которого едва уместилась в небольшой формат картины.
    В рамках своего любимого композиционного приема (симметричная композиция из двух фигур вокруг овального центра) Швецова строит варианты картины «Озеро Чад» и каждый раз получает интересный результат. Два контрастных персонажа – Николай Гумилев и воображаемый предок Ганнибала объединены местом действия – таинственным цветущим водоемом, привлекающим людей и зверей.

Наталья Ивановна Салтан,
искусствовед Псковского музея-заповедника

ФГУК «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское»
181370, Псковская обл., Пушкиногорский р-н, сельцо Михайловское
Тел./факс (81146) 2-23-21, 2-19-50, 2-25-60
Тел.: (81146) 2-26-09, 2-17-62
E-mail: pgmuseum@ellink.ru
Сайт: http://pushkin.ellink.ru 
 

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД