Подробности
Отрывок из пьесы А.Н. Островского «Зачем пойдешь, то и найдешь или женитьба Бальзаминова» в исполнении сотрудников Историко-этнографического музея Епифани "Пролог" в исполнении муниципального театра
"Картинки с выставки" «Ностальгия. 50-60-м годам посвящается»   Богородицком дворце-музее (Тульская обл.) 9 декабря 2009 г. состоялась встреча театральных музейных коллективов «Музей собирает друзей» или Театральная гостиная в Богородицком дворце-музее». Так сотрудники музея отметили 230 лет со дня основания выдающимся русским ученым А.Т. Болотовым в Богородицке первого детского театра в России.
  Музей в России – это больше чем музей. По статистике в прошлом году музеи
посетили 77 миллионов человек, это в два раза больше,  чем театры и кинотеатры. Только библиотеки чуть-чуть уступают музеям по количеству визитеров. Наверное, это объясняется тем, что образ архитектурного памятника, наполненного антикварными предметами и молчаливыми бабушками-смотрителями, давно ушел в прошлое. В музей теперь приходят не только за знаниями и информацией, туда идут за позитивными впечатлениями, за праздником души. И эти ожидания посетителей, как правило, оправдываются. Не верите? Вот вам тогда один из примеров.
    «Есть такие дебри и углы русской провинции, где изящные искусства известны только понаслышке, но театр в них существует». Эти слова принадлежат известному историку театрального дела Д.Д. Коровякову. Он сказал их сто лет назад, но для русской глубинки это не срок. И в нашем маленьком уездном городке Тульской области на каждый век, начиная с 1779 года, был свой театр.
    Поскольку город Богородицк имеет веерообразную или лучевую планировку, и его географический центр это Дворец, то все пять центральных улиц ведут в музей. И вот 9 декабря сего года он всего на несколько часов превратился в … театр. А как еще можно отметить юбилейную дату – 230 лет со дня основания выдающимся русским ученым А.Т. Болотовым в Богородицке первого детского театра в России – в стенах музея! Только одним способом: представить, что его Овальный зал – это сцена и партер, где многочисленные зрители рукоплещут актерам, которые совсем не актеры, а музейные работники.
     «Успех театра зависит от качества публики». Поэтому музей не продавал на сие театральное представление билетов, а дарил их всем своим друзьям. И по сему театральное действо было «обречено» на успех. Здесь всем были гарантированы овации и аплодисменты.
    Первым выступал Богородицкий муниципальный театр «У Гаши». Они взяли на себя смелость и замахнулись на … самого Андрея Тимофеевича Болотова. Зал увидел отрывки из двух произведений этого знаменитого «ученого мужа» и драматурга: «Честохвал» и «Несчастные сироты». Были соблюдены и историческая правда (как и в те от нас далекие дни на нашей импровизированной сцене играли дети), и стиль, и манеры, и костюмы.
    По традиции раз в пять лет на этот праздник собираются работники музеев Тульской области, чтобы порадовать всех собравшихся своими талантами, поделиться опытом работы в организации мероприятий с элементами театрализации. На этом поприще достигли немалых успехов многие музеи. Особенно хочется отметить нашего ближайшего друга и соседа Историко-этнографического музея Епифани. И они оправдали ожидания: в качестве подарка к юбилейной дате привезли отрывок из пьесы А.Н. Островского «Зачем пойдешь, то и найдешь или женитьба Бальзаминова». В роли жениха заведующий музеем С.В. Кусакин был очень убедителен и артистичен. Ему не уступали и его сотрудницы. Постановка, благодаря великолепным костюмам и профессиональной режиссуре, получилась очень колоритной, и вызвала море смеха и аплодисментов.
     Театр будет неполноценным, если не организовать антракт. А скучать гостям не дал танцевальный дуэт из славного города Алексина. Таких энергичных «па» стены музея явно никогда не видели.
    «Опыт соединения усилий музея и театра показывает, что эмоциональное осмысление событий, зрительское соучастие и сопереживание происходящему многократно усиливает возможность восприятия информации, порождает живое знание, пробуждает интерес к дальнейшему углублению знаний. На стыке этих возможностей рождается новое, интерактивное направление – эмоциональный и умный театр. Подобные проекты в области детского развития приносят немалую пользу». Эту цитату вполне можно отнести к культурно-образовательной программе с элементами театрализации «Сказочная этнография» Историко-мемориального музейного комплекса «Бобрики». Они показали занятие под названием «Ой, вы гости-господа!». Но назвать занятием это было можно с большой натяжкой. Все помнят притчу о том, как солдат кашу из топора варил. Но когда актеры (они же сотрудники музея «Бобрики» г. Донского) показали присутствующим этот всем знакомый сюжет в лицах да в народный костюмах, мораль сей басни предстала в новом свете. Эта сказка не о большой смекалистости русского человека, а о том, каким надо быть гостеприимным, добрым и терпимым к чужым порокам. Надо признаться, что и умудренные опытом музейщики осознали это не сразу. Вот она волшебная сила театра!  Именно о работе «Бобриков» в области музейной педагогики Вольтер вполне мог сказать: «Ум человеческий никогда и ничего благороднее и полезнее театральных зрелищ не изобретал, как для усовершенствования, так и для очищения нравов». И с этим согласились музейные коллеги из Крапивны, Алексина и Венёва.
    Но гостей собирают не только для того, что бы на них посмотреть, но и себя показать. Поэтому артистические таланты сотрудников Богородицкого Дворца-музея были продемонстрированы на необычной экскурсии по выставке «Ностальгия. 50-60-м годам посвящается». Это были своеобразные «картинки с выставки»: вот женщина на кухне между готовкой, стиркой слушает спидолу, а вот дама с авоськой рассказывает, как ей достался остродефицитный товар – апельсины, а в нагрузку ей дали неподъемную статуэтку. Гости в ходе этого своеобразного путешествия во времени пытались вспомнить или угадать сколько стоили товары «дамского счастья» в 1960-м году, или к какому историческому юбилею учредили советский знак качества. А из импровизированного сквера с гипсовыми скульптурами была слышна музыка тех лет. Она настраивала присутствующих на волну времени, которое благоухала духами «Красная Москва».
    А потом было общение, которое позволило познакомиться поближе, обменяться опытом и, конечно же, построить совместные планы на будущее.
Дорогой музейщик! Ты вправе спросить, а какой же главный итог этой встречи. А это ответ на вопрос: «Что будет от «сложения» музея и театра?». Будет праздник. Именно он и породит тот самый «свежий ветер», который потом может почувствовать каждый посетитель такого музея, который занимался подобным культурно-математическим действием.

О. В. Перова, ст. научный сотрудник Богородицкого Дворца-музея

МУК «Богородицкий Дворец-музей и парк»
301825, Тульская обл., г. Богородицк, дворцово-парковый ансамбль
Тел. (48761) 2-25-32
E-mail: dvorec-m@yandex.ru
Сайт: www.palace-museum-park.ru

 

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД