Подробности
Самарском областном художественном музее с 22 июня по 13 июля 2011 г. проходит выставка произведений Николая Плеханова (1901–1973).
    Самарский художественный музей знакомит зрителя с наследием одного из наименее изученных художников – уроженцев Самары – Николая Ивановича Плеханова. Забытый гений прошлого века, мрачный мистический реалист Плеханов, наконец извлечен из фондов.    Его выставка приурочена к празднованию 160-летия Самарской губернии и 110-летию со дня рождения художника и реставратора. Плеханов учился в Москве в студиях Д.Н. Кардовского (1923–1925)  и В.Н. Яковлева (1925–1931),
с 1925 года начал заниматься реставрацией под руководством И.Э. Грабаря и многое сделал на этом поприще. Им были проведены реставрации фресок XI века в Киеве, росписей соборов Московского Кремля, операция по переводу стенной живописи М.А. Врубеля на холст. В то же время творчество Плеханова-живописца широкой публике почти не известно. Тем большее значение имеет тот факт, что в 1976 году, благодаря щедрому дару сына художника Сергея Николаевича в собрание музея поступило плехановское наследие, состоящее из 36 полотен. В последующие годы лучшие из них появлялись на музейных выставках, однако большая часть хранилась в запасниках. На настоящей выставке представлены 13 отреставрированных картин Плеханова. В дальнейшем, после окончательного завершения реставрации, планируется показать все 36 произведений на выставке, посвященной 40-летию со дня смерти художника.
    «Совершенно очевидно, что профессия реставратора оказывала сильное воздействие на круг интересов Плеханова-художника. Следуя за своим учителем, «воинствующим реалистом» В.Н. Яковлевым, Плеханов видел окружающий мир как бы сквозь призму классического искусства, традиций западноевропейской живописи XVI–XVII веков. Многие его работы проникнуты пафосом стиля барокко, подчас он гипертрофирует форму и оказывается на грани натурализма. В то же время в его холстах проступают реалии советского времени, а некоторыми сторонами оно сближается с неоклассическими и сюрреалистическими тенденциями в искусстве Западной Европы 1920-х годов.
   В портретных работах художника перед нами не столько конкретные люди, его современники, сколько представители народа, живущего беспросветной жизнью, обособившиеся в своем горе, носители горькой мудрости. Здесь отдаленно прослеживаются реминисценции творчества Рембрандта. Не случайно это старики и старухи, здесь совершенно отсутствуют изображения людей молодых.
    Особое место в творчестве Плеханова занимают работы жанрового и пейзажного характера – здесь заметно влияние нидерландской и фламандской живописи. Автор тяготеет к крупномасштабным холстам, яркий пример – картина «Торговка рыбой», созданная по образцу многочисленных нидерландских «рыбных рынков» XV–XVI вв.
     Пейзажи Плеханова также явственно ориентированы на панорамные пейзажи нидерландских мастеров, в их числе холсты «Зима», «Стадо» и ряд других.
Произведения на современные темы у Плеханова практически отсутствуют, к ним относится лишь выразительное полотно «У изгороди». Здесь сквозит колорит конца 1920-х – начала 1930-х годов, переданы характерные типы деревенских девушек, стремящихся приобщиться к городской жизни, и в то же время несущих в себе выраженные черты деревенской ментальности.
   Собрание произведений Н.И. Плеханова еще ждет своего глубокого, всестороннего изучения».

Татьяна Петрова, заместитель директора по науке

ГУК Самарской области «Самарский областной художественный музей»
443099, г. Самара, ул. Куйбышева, 92
Тел./ факс (846) 332-33-09, 332-05-64
E-mail: office@artmus.ru 
Сайт http://www.artmus.ru/ 

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД