Подробности
Палатах Владимиро-Суздальского музея-заповедника 5 июля 2011 г. в 13.00 открывается выставка «Хотя самовластцем быти…», посвященная 900-летнему юбилею владимирского князя Андрея Боголюбского.
    Впервые и всего два дня – 5 и 6 июля – будет экспонироваться один из шедевров Лувра наплечник «Воскресение Христово».
    5 и 6 июля в Палатах будет проходить международная научная конференция «Хвалам достойный». Открытие 5 июля в 10.00.
    Андрей Боголюбский – одна из важнейших политических фигур средневековья. Владимирскому князю Северо-Восточная Русь обязана политическим возвышением, территориальным ростом, церковным авторитетом. При Боголюбском город Владимир превратился в новый государственный и религиозный центр - в противовес прежней столице Древнерусского государства Киеву. Андрей Боголюбский стремился взять в свои руки исторические судьбы всей Руси. Название выставки взято из летописных текстов. Став после смерти Юрия Долгорукого правителем Ростово-Суздальской земли, князь Андрей изгнал соперников – братьев, племянников, боярскую знать, «хотя самовластец быти всей Суздальской земли».
     Владимирский «самовластец» положил начало авторитарной политике владимиро-суздальских, а затем московских князей, трудами которых была собрана распавшаяся на уделы Русь и создана могущественная Российская держава. По словам доктора исторических наук Н.Н.Воронина, «важнейшей заслугой Боголюбского было то, что он верно оценил грядущую роль и значение своего Владимирского княжества как великорусского центра Древней Руси и смело порвал со священной землёй Поднепровья, историческая роль которой была сыграна. Стольный Владимир был реальным преемником объединяющей роли Киева; Москва воспринимала эту традицию от Владимира».
     Годом рождения Андрея Боголюбского принято считать 1111-й год - по упоминанию в книге В.Н. Татищева «История государства Российского», что в момент гибели ему было 63 года (правда, эта версия не единственная). Отцом его был Юрий Долгорукий, матерью – дочь половецкого князя Аепы Осеневича. Отсюда – характерные черты его лица, воссозданные в 1941 г. антропологом М.М. Герасимовым по костям черепа. Современные исследования специалистов по судебной медицине, не подтверждающие реконструкцию Герасимова, не достаточно убедительны. Скульптурным портретом князя – воина и победителя, под триумфальной аркой Золотых ворот - и открывается выставка. Здесь же, в заглавной композиции, помещены главные реликвии Владимирского княжества – Владимирская и Боголюбская иконы Божией Матери (в копиях).
    Деятельность Андрея Боголюбского для нас, жителей Владимирского края, ярче всего отразилась именно в белокаменной архитектуре. Золотые ворота, Успенский собор, фрагменты княжеского замка в Боголюбове, церковь Покрова на Нерли – живые свидетели и современники нашего державного земляка. Подлинные резные камни от этих зданий, а также гипсовые слепки рельефов представлены на выставке. «Владимир – великокняжеская столица» - так называется один из разделов выставки. В витрине - древние предметы убранства «Богородицы Златоверхой»: купольный крест, поливные плитки, панельная мозаика, кусочки витражного стекла, спекшийся комок кровельного свинца. В другой витрине – предметы материальной культуры столичного Владимира: кресты-энколпионы, кресты-тельники, книжные застежки, писала, ожерелья, уникальная археологическая находка – подвеска в виде петушка. «Город камен именем Боголюбый» также показан элементами убранства княжеского дворца. Среди экспонатов выставки – кожаные туфли XII в., в том числе – детские. Это также редчайшие для Владимира археологические находки. Впервые за многие годы на выставке представлены парные плиты с резными барсами, обнаруженные в 1858 г. вблизи церкви Покрова на Нерли.
    «Самовластие» Андрея Боголюбского привело его в 1174 году к трагической гибели в результате политического заговора. 2 (15) октября 1701 году были обретены в Успенском соборе мощи Андрея Боголюбского, и князь был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Убиению князя и его памяти на выставке посвящен специальный раздел. По заказу музея для выставки мстерским художником А.Г. Грачевым написана икона, где князь Андрей изображен в полный рост, что является редким для его иконографии. Эта икона поставлена рядом со скульптурным бюстом князя в заглавной композиции. На выставке представлено и несколько старых икон с изображением Андрея Боголюбского перед Божией Матерью. Еще одна новая икона (мстерского художника Д.В. Молодкина) отражает именно момент моления князя перед иконой Богородицы - в шатре, когда она явилась Андрею на месте будущего города Боголюбова.
    Завершается выставка небольшим разделом, посвященным продолжению в Московском государстве традиций Владимирского «самовластия».
          Покойся. Спи. Твои соборы
          Сияют миру навсегда.
          И в красоте родных просторов
          Есть доля твоего труда.
(Н.Н. Воронин)

Татьяна Тимофеева, Заслуженный работник культуры РФ,
зав. архитектурным сектором музея-заповедника, автор выставки


    Во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике впервые и всего два дня (5-6 июля) будет экспонироваться один из шедевров Лувра наплечник «Воскресение Христово». Несколько лет я изучаю неизвестные страницы истории так называемых наплечников Андрея Боголюбского, один из которых сейчас является украшением Лувра, другой - Германского национального музея в Нюрнберге. А в начале прошлого века оба наплечника являлись российским культурно-историческим достоянием! Распутывать почти детективную историю этих уникальных экспонатов мне помогают коллеги из разных музеев. Коллега из Музеев Лувра Жанник Дюран – организатор и куратор выставки «Святая Русь», которая с огромным успехом прошла в 2010 г. в Париже – предложил устроить в нашем музее мини-выставку двух наплечников. Было бы очень символично, если бы во Владимире через века вновь смогли бы встретиться эти два артефакта! Пусть совсем ненадолго, но они вернулись бы на Владимиро-Суздальскую землю, с которой долгое время была связана их история! К сожалению, руководство Германского национального музея в Нюрнберге отказалось привезти свой раритет. А наплечник из Лувра после 77 летней разлуки на два дня вернётся в музей, экспонатом которого он был в прошлом веке. Давайте познакомимся поближе с этими шедеврами ювелирного искусства.

    Наплечниками, нарамниками или армиллами называют две массивные медные позолоченные накладки с эмалевыми изображениями на евангельские сюжеты: «Распятие» и «Воскресение Христово». Зарубежные специалисты считают, что их изготовили маасские (лотарингские) ювелиры около 1170 - 1180 гг. Полагают, что пластины являлись армиллами – парадными наплечными браслетами, регалиями германских королей или императоров Священной римской империи, может быть самого Фридриха Барбароссы! В исторической литературе их также принято связывать с именем Андрея Боголюбского. Судьба этих уникальных экспонатов тесно связана с историей Владимиро-Суздальской Руси.
    Пластина с композицией «Воскресение Христово» хранилась в ризнице Успенского собора г. Владимира (упоминается в описи 1693 г.). Местные краеведы обратили внимание на раритет в середине XIX в. - В.И. Доброхотов упоминает ее в своем сочинении "Памятники древности во Владимире Кляземском". В 1890 г. "финифтяный княжеский нарамник" был представлен на археологической выставке в Москве. В 1906 г. «наплечник великокняжеского кафтана, украшенный лиможской эмалью» был главным экспонатом выставки в новом здании Владимирского музея. Потом он вернулся в ризницу собора. С 1919 г. примерно до 1933 г. этот шедевр был экспонатом Владимирского музея. Затем уникальным экспонатом нашего музея заинтересовались в столице! В архивах сохранилась переписка между руководством Оружейной палаты Московского Кремля и Владимирского музея о передаче по просьбе москвичей наплечника в Москву, датируемая октябрем 1932 года. Во Владимир даже направили сотрудника Оружейной палаты для получения этого памятника по доверенности. Передача, кажется, не состоялась. Но недолго уникальный экспонат оставался во Владимире! Вероятно, в 1933 г. с целью получения валюты раритет был продан за границу. По сведениям французских коллег, уже в октябре 1934 г. армилла с изображением Воскресения была куплена Обществом друзей Лувра у известного парижского антиквара Н. Бримо и подарена музею. Так наплечник из Владимира стал украшением известнейшего музея мира!
    Любопытна история и второго наплечника. Пластина с композицией «Распятие Христа» была найдена в 60-е годы XIX в. известным русским археологом, историком искусства Г.Д. Филимоновым в одном из монастырей Владимирской губернии. Он не указал название монастыря, из которого происходит эта замечательная находка. Но есть сведения, что наплечник с Распятием был "приобретен в одном из Переславских монастырей". Почему Филимонов скрыл место находки? Вероятно, обнаружение второго наплечника в Переславле Залесском не очень согласовывалось с теорией Филимонова о принадлежности их Андрею Боголюбскому. Видимо, не зная, как объяснить появление одного наплечника в Переславле, городе который не ассоциируется с именем князя Андрея, Филимонов о месте его находки сказал неопределенно. Примечательно, что только в публикации Георгия Дмитриевича говорится о том, что наплечник из Успенского собора сначала был при мощах князя Андрея, а потом попал в ризницу. У других авторов об этой легенде ни слова.
Пластина с Распятием с успехом экспонировалась в 1867 г. на Всемирной выставке в Париже, где комиссаром русского отдела истории труда был Г.Д. Филимонов. После выставки она, вероятно, хранилась в его частной коллекции. После смерти Филимонова в 1898 г. накладка оказалась в частном собрании художника М.П. Боткина. В 1919 г. коллекцию Боткина национализировали и частично передали в Эрмитаж (среди них наш наплечник не значится), частично распродали.
В то время за границу с целью получения валюты были проданы многие шедевры культуры! Второй наплечник в 1930-е гг. тоже оказался за границей. Долгое время он находился в частном собрании барона фон Гирша. В июне 1978 г. на аукционе Сотбис в Лондоне эмалевую пластину с Распятием приобрел Германский национальный музей в Нюрнберге.

    Когда и как армиллы попали в Россию доподлинно не известно. Вероятно, их древнейшая история так и останется тайной - до сих пор не удается разгадать загадки наплечников. Однако увидеть своими глазами один из них – шедевр из Лувра – можно 5-6 июля во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике (ул. Большая Московская, 58, Палаты, 2 этаж). Не упустите редкую возможность!


Мария Родина, Кандидат исторических наук, заместитель генерального директора по научной работе

ФГУК «Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»
600000, г. Владимир, ул. Большая Московская, 43
Тел./факс (4922) 32-70-10, 32-42-63 (экскурс.)
Тел. (4922) 32-25-15, 32-42-63 (экскурс. отд.), 42-11-84 (СМИ музея)
E-mail: smi@vsmz.elcom.ru
Сайт www.museum.vladimir.ru

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД