Подробности
Самарском художественном музее 28 октября 2011 г. в 18.00 пройдет вернисаж выставки «Мастерство русских оружейников» из коллекции музея-заповедника «Московский Кремль».
    Выставка «Мастерство русских оружейников» – результат творческого сотрудничества Музеев Московского Кремля и Самарского областного художественного музея. Это уже третий общий проект последних лет: выставки «Сокровища Московского Кремля» (2005) и «Русское ювелирное искусство XVIII–XX веков» (2007) прошли в Самаре с большим успехом и послужили основой для дальнейшей совместной работы наших музеев.
    На этот раз мы хотим познакомить зрителей с памятниками оружейной коллекции, которая является историческим ядром собрания Музеев Московского Кремля. Эти произведения отражают развитие русской оружейной культуры
и основные этапы отечественной военной истории, рассказывают о военных парадах и охотничьих забавах русских царей и императоров, демонстрируют техническое совершенство русского оружия и его высочайший художественный уровень.
    Экспонаты выставки показывают становление Музеев Московского Кремля, неразрывно связанное с историей Отечества. Основой собрания оружия и воинского снаряжения музея являются памятники, которые в XVII веке хранились в Оружейной палате. Помимо царского парадного и охотничьего оружия в этом крупнейшем придворном ведомстве содержалось боевое оружие, которое выдавали в полки.  Оружейная палата была не только арсеналом, но и царской сокровищницей, где хранились родовые реликвии русских монархов, драгоценная утварь, ювелирные украшения, золотая и серебряная посуда, богатые одежды, парадное конское убранство и, наконец, государственные регалии. Это хранилище активно пополнялось за счет даров иностранных государей, дипломатов и купцов, подарков русской знати и, конечно, работ придворных мастеров. В кремлевских мастерских помимо оружейников трудились ювелиры, мастера золотых и серебряных дел, иконописцы, а также мастера самых разных специальностей, которые должны были обеспечивать царский двор всем необходимым.
    В результате реформ Петра Великого Оружейная палата из производственной мастерской превратилась в хранилище древностей. При императоре Александре I оно было преобразовано в музей. В его собрание влилась коллекция охотничьего и парадного оружия российских императоров и императриц XVIII века из санкт-петербургской Рюсткамеры. В течение XIX–XX веков в музей поступали предметы, подаренные первым лицам государства, и произведения оружейного искусства, изготовленные на ведущих заводах оборонной промышленности. В последние десятилетия музейное собрание активно пополняется работами современных художников-оружейников.
    Надеемся, что эта выставка, на которой представлено девяносто шесть экспонатов, вызовет интерес у всех, кому дороги русская история и культура.

Е.Ю. Гагарина, генеральный директор
Музеев Московского Кремля

    Оружейное собрание Музеев Московского Кремля – наиболее древнее и значимое в музейном мире России. В Кремле, главной крепости нашего государства, оружие хранилось с момента его основания. Возникновение Оружейной палаты относится к началу XVI в., когда в Кремле появилась особая придворная служба, ведавшая изготовлением и хранением боевого и парадного оружия. Ее возглавлял придворный чин – оружничий, первое упоминание о котором относится к 1511 г. При Иване Грозном (1533−1584) побывавшие в Москве иностранные путешественники с восторгом описывали богатства царской оружейной казны.
    В годы Смутного времени (1604–1613) Оружейная палата была почти полностью разграблена польскими интервентами, а Московское царство находилось на краю гибели. Восстановление государственности и избрание на престол в 1613 г. царя Михаила Федоровича (1613–1645), положившее начало правлению династии Романовых, сопровождались возрождением Оружейной палаты. Многочисленные оружейники трудились сообща со специалистами из других мастерских. Ювелиры поставляли оружейникам драгоценные оправы для огнестрельного и холодного оружия, иконописцы делали прориси для полковых знамен русской армии. Произведения мастеров Оружейной палаты XVII в. демонстрируют виртуозное искусство русских оружейников, владевших сложными техниками декора, а также знакомят с типологией русского наступательного вооружения, доспеха и воинского снаряжения эпохи Московского царства.
    Можно без преувеличения сказать, что русская история XVII в. опосредованно отразилась в памятниках Оружейной палаты. Невозможно представить участие царя в важных церемониях без государственных регалий – венца, скипетра и державы, хранение которых было связано с Оружейной палатой и с царской казной. Не менее важными в XVI–XVII столетиях для московских царей были воинские регалии, в число которых входили предметы Большого наряда: саадак – колчан и налуч со стрелами и луком (кат. № 1), саадачный покровец (кат. № 2), шлем (кат. № 3), а также сабля, рогатина и копье, в позднейшее время – пищаль (кат. № 12). Ранее саадаки являлись основным воинским снаряжением русской конницы, к XVII в. луки и стрелы вытеснили карабины и пистолеты, но саадаки по-прежнему оставались парадным оружием. Саадачный покровец служил своего рода царским штандартом. Рогатина (кат. № 10) − разновидность копья с широким обоюдоострым наконечником – также входила в число воинских регалий московского самодержца.
    Один из наиболее значимых государственных деятелей при царе Алексее Михайловиче оружничий Богдан Матвеевич Хитрово, возглавивший Оружейную палату во время затяжной Русско-польской войны 1654–1667, сумел вывести производство оружия в Оружейной палате на качественно новый уровень. На выставке экспонируются предметы личного парадного вооружения Б.М. Хитрово: булава (кат. № 4) и патронная сумка – лядунка (кат. № 5), а также серебряная тарелка с его гербом (кат. № 6). Это был один из первых гербов русской знати.
В кремлевском собрании хранятся лучшие образцы клинкового оружия работы мастеров Оружейной палаты – сабли, меч, кончар (кат. № 7, 8, 23, 38), ударное и древковое оружие – булава, топор, рогатина (кат. № 4, 9, 10), защитное вооружение – кольчуга, шлем, зерцальный доспех, наручи и щит (кат. № 29, 27, 30, 28, 31). В истории Оружейной палаты сохранились имена мастеров, изготовивших ручное огнестрельное оружие, – пищали (ружья, кат. № 11–13), карабин (кавалерийское ружье, кат. № 39), пистолеты (кат. № 14–18, 40, 41). Среди них выдающимся оружейником был Первуша Исаев, автор древнейших образцов русского многозарядного оружия (кат. № 14), созданного в царствование царя Михаила Федоровича. Интересным памятником является парадная пищаль царя Алексея Михайловича (1645–1676) мастера Кондратия Вяткина (кат. № 12). Ее резной ствол насечен золотом, а ложа украшена десятками гравированных перламутровых пластин. Ведущие мастера Оружейной палаты часто владели несколькими специальностями. Например, Никита Давыдов (кат. № 3, 23) изготавливал шлемы и доспехи, пищали и пистолеты, многозарядное огнестрельное и даже духовое оружие.
    Русское парадное и церемониальное оружие отличалось исключительной красотой и высоким качеством отделки. Когда царь отправлялся в поход или на смотр войск его телохранители – рынды везли перед ним воинские регалии (саадак, саблю, рогатину, копье). Одетые в парадные кафтаны с вышитыми на груди двуглавыми орлами (кат. № 20) они сопровождали царя верхом. Кони царских телохранителей также были в парадном убранстве из драгоценных восточных и итальянских тканей (кат. № 24–26). Парадным вооружением рынд служили посольские топоры (кат. № 21, 22), а в некоторых случаях – двуручные мечи (кат. № 23).
    В царском выезде, торжественном шествии, сопровождавшем самодержца на военный парад или на охоту, принимали участие десятки и сотни воинов в шишаках –кавалерийских шлемах (кат. № 27), золоченых зерцалах – доспехах из четырех прямоугольных пластин (кат. № 30), которые надевались на кольчугу (кат. № 29), с парадными щитами в руках (кат. № 31). Из Оружейной палаты воинам выдавалось вооружение, в том числе кончары (кат. № 38), кавалерийское огнестрельное оружие – карабины и пистолеты (кат. № 39-41). Пистолеты обычно изготавливались парами и возились в специальных кобурах – ольстрах (кат. № 42) справа и слева от седла, откуда и произошло их название – седельные пистолеты. Для таких шествий на царской конюшне держали дорогих и породистых лошадей. Царские лошади и конское убранство находились в ведении Конюшенного приказа, служившего, как и Оружейная палата, для снабжения царского двора и армии. Мастера Конюшенного приказа изготавливали изумительные по красоте предметы парадного конского снаряжения.   Образ знатного русского воина XVII в. был бы неполным без предметов конского убранства, которые по богатству и зрелищности могли соперничать с ювелирными украшениями. На выставке помимо седел – арчака (кат. № 24) и седла с резными стременами (кат. № 32, 33) представлены подшейная кисть – науз (кат. № 34), налобное украшение – решма (кат. № 35), серебряная поводная цепь (кат. № 36) и неизменный предмет снаряжения русского всадника – плетка (кат. № 37).
    Царский выезд открывали московские пушкари с аламами на груди и пальниками в руках. Они везли золоченую пушку (кат. № 45). Аламы, маталлические пластины с символическим изображением львиной головы, сжимающей в пасти пушечный ствол (кат. № 47), служили не столько доспехом, сколько форменным знаком артиллеристов. Пальники (кат. № 46), снаряжение пушкарей, использовались для поднесения тлеющего фитиля к пороховому заряду орудия.
Пушкарский приказ ведал артиллерией Московского царства. Случалось, что из этого приказа в Оружейную палату переходили высококлассные мастера, например, иноземец, которого мы знаем под именем Филиппа Тимофеева (Болдырева), выполнивший седельные пистолеты (кат. № 17, 18). В Оружейной палате последней четверти XVII в. Тимофеев стал одним из ведущих мастеров. В отличие от других оружейников, он изготавливал и декорировал не только железные стволы и замки, но и деревянные ложи огнестрельного оружия. Кузнецы, ковавшие железные пушечные стволы, были и среди мастеров Оружейной палаты. Экспонируемая на выставке пушка (кат. № 45), возможно, откована Ермолаем Федоровым.
В следующем разделе выставки представлено русское оружие XVIII столетия от времени реформ Петра I (1682–1725) до эпохи Екатерины II (1762–1796). Это боевое оружие Северной войны (1700 –1721) – сержантская алебарда (кат. № 51), офицерские шпага и палаш (кат. № 50, 55), солдатское ружье – фузея (кат. № 52), а также дробовое ружье – мушкетон и ручная мортирка, своеобразный гранатомет XVIII в. (кат. № 53, 54) Оружие и обер-офицерский нагрудный знак гвардейских полков (кат. № 49) свидетельствуют о перевооружении русских войск по европейским образцам о создании регулярной армии в правление Петра I.
    Тему оружия Петровского времени продолжает знакомство с памятниками, изготовленными на новых оружейных заводах, которые появились или были модернизированы при Петре I, – Сестрорецком, Олонецком и Тульском. Сестрорецкие пистолеты с монограммами Петра I (кат. № 56, 57), скорее всего, принадлежали лично первому русскому императору. Шпага и палаш (кат. № 50, 55), изготовленные на Олонецких заводах являются характерными примерами дворянского холодного оружия XVIII в. Новый для России образец охотничьего оружия – мушкетон со стволом из дамасской стали изготовлен в Туле (кат. № 58). Оружие работы мастеров Санкт-Петербурга представлено пистолетами придворного мастера Иоганна Иллинга (кат. № 60, 61) с монограммами императрицы Анны Ивановны (1730–1740) и ружьем ведущего мастера придворных мастерских Петра Лебедева (кат. № 59). В этих предметах просматривается новый стиль оформления оружия, сложившийся под влиянием европейской оружейной культуры. Они демонстрируют новые технологии и технические приемы создания декора, использовавшиеся русскими мастерами.
    Особого внимания заслуживает охотничье оружие русских монархов XVIII в. – Елизаветы Петровны (1741–1762), Петра III (1762) и Екатерины II (1762–1796). Три охотничьих ружья (кат. № 62–64) соперничают друг с другом в богатстве отделки стволов: тульское ружье императрицы Елизаветы Петровны с изумительным стволом, украшенным в технике «золотого оброна», тульский штуцер императора Петра III с золоченым дамасковым нарезным стволом и ружье императрицы Екатерины II с уникальным стволом овального сечения, изготовленное придворным санкт-петербургским мастером Гаврилой Пермяковым. Предметы конского снаряжения XVIII столетия – чепрак и отвороты для ольстр с монограммами Екатерины II (кат. № 65, 66) – могли украшать кавалькаду придворных, сопровождавших императрицу на охоту.
     К XVIII столетию относятся образцы комбинированного оружия – топор-пистолет и кортик-пистолет (кат. № 67, 68). Знаменитый оружейный курьез – пистолет-чернильница (кат. № 69) является шедевром кабинетного оружия.
    В 1806 г. специальным указом императора Александра I (1801–1825) Оружейная палата была преобразована в музей. Для хранения и экспонирования музейного собрания в Кремле у Троицких ворот в 1810 г. построили специальное здание (кат. № 76). Однако первую общедоступную экспозицию (кат. № 75) развернули в нем лишь после Отечественной войны 1812 г. В первой половине XIX в. собрание Оружейной палаты стало богатейшим источником информации для художников и историков. В уникальное многотомное издание А.В. Висковатова (1804–1858), посвященное истории русской армии, были включены в том числе и воспроизведения экспонатов Оружейной палаты (кат. № 72–74). Нередко в этот период сведения о принадлежности экспонатов музея тем или иным историческим личностям носили легендарный характер. Так например, шлем царя Михаила Федоровича, сделанный Никитой Давыдовым в 1621 г., долгое время считался боевым наголовьем князя Александра Невского (кат. № 3)
    Тема русских орденов и наградного оружия открывается эффектным церемониальным облачением кавалера ордена Святого Георгия (кат. № 77), учрежденного императрицей Екатериной II и ставшего главной воинской наградой России. На выставке демонстрируется несколько единиц наградного клинкового оружия XIX – начала XX в.: сабля героя Русско-турецкой войны 1877–1878 гг., генерал-фельдмаршала И.В. Гурко (1828–1901) – золотое оружие «За храбрость» со знаком ордена Святого Георгия (кат. № 78, 79), а также наиболее известный образец русского клинкового оружия, принятый на вооружение в 1881 г., – шашка драгунская со знаком ордена Святой Анны IV степени (кат. № 80) и офицерский кортик (кат. № 81). В одной витрине с оружием экспонируются отдельные орденские знаки (кат. № 82–84).
    Оружие довоенного периода истории СССР представлено шашкой мастеров Златоуста (кат. № 85), подаренной заводчанами VIII Cъезду Советов, и бурятским национальным ножом в парадном исполнении (кат. № 86), переданным в дар И.В. Сталину (1924–1953). Офицерский кортик (кат. № 87), поднесенный Н.С. Хрущеву (1953–1964) севастопольскими моряками, и парадная сабля (кат. № 88) Л.И. Брежнева (1964–1982) завершают тему оружия советского времени.
    Современное художественное оружие мастеров Москвы и Тулы (кат. № 89–92) сопровождается «технологическими» экспонатами, которые помогут зрителю проследить этапы изготовления дамасской стали, а также процесс создания декоративного оформления оружия – инкрустацию и насечку. Все предметы были переданы в дар музею мастерами-оружейниками.
    Последняя тема выставки рассказывает о современном парадном, наградном и мемориальном оружии. Уникальный экспонат – двусторонний топор (кат. № 93) из гарнитура парадного оружия, подаренного в 2003 г. Президенту России В.В. Путину (1999–2008) жителями Челябинской области, дополнен офицерскими шашками конного эскорта Президента России и Президентского полка (кат. № 94, 95), а также наградным ножом «Президентский полк» (кат. № 96). Эти экспонаты продолжают рассказ о церемониальном оружии в системе власти и о музее – хранителе значимых для государства оружейных реликвий.
    Выставка продлится до 30 января 2012 г.

А.Н. Чубинский

ГУК Самарской области «Самарский областной художественный музей»
443099, г. Самара, ул. Куйбышева, 92
Тел./ факс (846) 332-33-09, 332-05-64
E-mail: office@artmus.ru
 
Сайт http://www.artmus.ru/
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД