Подробности

 Успенский собор. «Келья Пимена»

Успенский собор,
восточный фасад 

Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» 29 января 2012 г. открывается выставка фотографий Б.С. Скобельцына из собрания Пушкинского заповедника «Ближе к милому пределу...».

                        И хоть бесчувственному телу
                        Равно повсюду истлевать,
                        Но ближе к милому пределу
                        Мне все б хотелось почивать»

А.С. Пушкин
«Брожу ли я вдоль улиц шумных…», 1829
 

Святогорский монастырь,
общий вид с юга. Братский корпус,
Никольские ворота

В Пушкинском заповеднике традиционно считается, что в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» А.С. Пушкин, говоря о «милом пределе», имел ввиду свои любимые Михайловское и Тригорское, то есть написал почти поэтическое завещание, которое исполнилось практически буквально – «почивает» он у алтарной стены Успенского собора Святогорского монастыря.
    В 50–70-е годы 20 века виды Пушкинского Заповедника неоднократно запечатлевал на фотопленку псковский архитектор-реставратор Борис Степанович Скобельцын (1921–1995), в наши дни больше известный как автор художественных фотографий. На выставке представлена небольшая часть собрания его фоторабот, хранящихся в заповеднике. Можно сразу заметить, что больше всего Скобельцына волновали две темы: архитектура и пейзаж. Его глазами мы и смотрим сегодня – на этой выставке – на место, где обрел покой прах великого поэта, место, которое способствовало созданию великого произведения – трагедии «Борис Годунов».
    На снимках запечатлен весь монастырь: ворота Святые и Анастасьевские, подходы к монастырю и внутренний дворик, обе лестницы на Святую Гору, могилы поэта и его родителей, деда и бабушки, братский корпус и дом настоятеля, и, конечно Успенский собор. Снимки были сделаны в годы, когда монастырь был музеем, когда отношение к «старине» было особенным – музейным. Фотографии не просто отражают – передают ощущение – постройки ХVI века (хотя собор восстанавливался после Великой Отечественной войны). Мы не просто видим – физически ощущаем пластику шероховатых стен, плитного пола. Чувствуем кожей пространство, которое древними мастерами создавалось, чтобы вырвать человека из повседневной суеты. И почти слышим эхо веков, сконцентрировавшееся под этими сводами, меж этими массивными столбами и сохраненное этими стенами. Мы видим, чувствуем и ощущаем само Время, седое и неумолимое.
    По фотографиям Б.С. Скобельцына можно изучать историю России и историю архитектуры. Сам он считал русский народ зодчим народом. А более всего в зодческом таланте ценил умение вписывать постройки в окружающую среду. Как мы видим, именно центральная часть Успенского собора, строительство которого началось в 1563 году, наиболее интересовала автора. Экстерьер и интерьеры наиболее древней части собора – основа выставки.
    На фотографиях хорошо видна система голосников – явление характерное только для северо-западных русских храмов. У византийских мастеров русские зодчие научились при помощи простых (и специальных – без дна) глиняных горшков уменьшать нагрузку на своды и в то же время улучшать акустику. Мощным и чистым звучанием славились службы в Успенском соборе в былые времена – слушать их можно было даже на улице. А в наше время столь хорошо сохранившаяся система голосников – явление не такое уж рядовое.
    Одним словом – посетителям выставки представляется редкая возможность приобщиться к истории, к высокому искусству. Искусству архитектуры и искусству фотографии. А шире – к Памяти, которая есть основа Культуры.
    Выставка продлится до 11 марта 2012 г.

В. Елисеева, хранитель фотонегафонда

ФГУК «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское»
181370, Псковская обл., Пушкиногорский р-н, сельцо Михайловское
Тел./факс (81146) 2-23-21 (заказ экскурсий), 2-13-73, 2-25-60
Тел.: (81146) 2-26-09 (заказ экскурсий):, 2-17-62
E-mail: pgmuseum@ellink.ru
Сайт: http://pushkin.ellink.ru/

 

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД