Калининградской
художественной галерее 11 и 12 апреля 2012 г. пройдет образовательный
семинар по теме «Арт-терапия в художественном музее» по
арт-терапевтической программе «Шаг навстречу» в рамках проекта
«Регионального ресурсного центра творческого развития детей и подростков
с различными социальными и физическими возможностями». Его задача –
познакомить педагогов специализированных образовательных учреждений
региона с новыми музейными арт-терапевтическими технологиями.
В работе семинара примут участие эксперты из Санкт-Петербурга:
Платонова Ольга Всеволодовна – зав. сектором социально-культурных
проектов отдела Русского музея «Российский центр музейной педагогики и
детского творчества» и Шагеева Альфия Мустакимовна – научный сотрудник
сектора социально-культурных проектов отдела Русского музея «Российский
центр музейной педагогики и детского творчества».
Обширный опыт работы с детьми и взрослыми, испытывающими
психологические, физические и социальные трудности, накоплен партнером
Художественной галереи – Государственным Русским музеем. Через
знакомство с музейной средой и изобразительным искусством, занятия
художественным творчеством им помогают преодолеть негативные
психологические состояния, предоставляют новые возможности для общения и
самовыражения.
Пресс-служба КХГ
Ирина Климович
Тел. (4012) 58 18 23
Программа
образовательного семинара
по арт-терапевтическому курсу «Шаг навстречу»
11 апреля, среда
Тема дня:
«Арт-терапия как явление современной жизни»
9:30–10:00 Регистрация участников
10:00 Открытие семинара (приветствие, определение целей и
задач семинара, представление экспертов семинара), л/зал №18
10:15 Доклад «Иппотерапия»
Докладчик: Боровенникова Евгения Олеговна –
иппотерапевт Реабилитационного центра для детей и подростков с
ограниченными возможностями «Особый ребенок».
10:30 Театрализованное выступление по сказке «Заячий домик».
Участники: воспитанники Реабилитационного центра для детей и подростков
с ограниченными возможностями «Особый ребенок».
10:50 Вручение подарков воспитанникам Реабилитационного
центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Особый
ребенок».
11:00 «Теоретические принципы, основы, особенности реализации
арт-терапии».
(л/зал №18)
Вопросы:
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АРТ-ТЕРАПИИ. Определение арт-терапии.
Предпосылки возникновения. Предшественники и основоположники. Общность
подхода и два пути развития. Создание первых профессиональных обществ.
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА. Инновационные направления в
арт-терапии.
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В РОССИИ. Медицинское,
педагогическое, культурологическое направления развития. Объединительные
тенденции в отечественной арт-терапии.
Эксперт: О. В. Платонова, зав. сектором
социально-культурных программ и проектов Российского центра музейной
педагогики и детского творчества Государственного Русского музея.
12:00–12:10 – пауза. (Деление на группы: I группа, л/зал №18,
II группа, Ресурсный центр)
12:10–13:30 Продолжение работы семинара
4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. Креативистический,
интегративный, гуманистический, клиентоцентрированный подходы.
5. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ АРТ-ТЕРАПИИ. Отреагирование и
сублимация. Обход эго-цензуры. Приспособление. Проективный механизм.
Эстетический компонент арт-терапии.
Эксперты: О. В. Платонова, зав. сектором
социально-культурных программ и проектов Российского центра музейной
педагогики и детского творчества Государственного Русского музея.
А. М. Шагеева, старший научный сотрудник Государственного
Русского музея.
13:30–14:30 Кофе-пауза
14:30–16:30 Продолжение семинара (I группа, л/зал №18, II
группа, Ресурсный центр)
6. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭКСПРЕССИВНОЙ И ИМПРЕССИВНОЙ
АРТ-ТЕРАПИИ. Работа со спонтанными рисунками. Общность подхода к
интерпретации художественных произведений и спонтанных рисунков.
Произведение искусства как эмоциональный и дифференцирующий фактор
восприятия.
7. АДАПТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТВОРЧЕСТВОМ
НА ПСИХИКУ РЕБЕНКА. О природе творческой адаптации: социальный и
социально-биологический аспекты. Творческое вдохновение как адаптация.
Творческая адаптация в детстве.
Эксперты: О.В. Платонова, зав. сектором
социально-культурных программ и проектов Российского центра музейной
педагогики и детского творчества Государственного Русского музея..
А.М. Шагеева, старший научный сотрудник Государственного
Русского музея.
12 апреля, четверг
Тема дня:
«Арт-терапия в художественном музее»
10:00–11.30 - I группа, л/зал №18, II группа, Ресурсный центр
Вопросы:
1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ КАК ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ СРЕДА.
Пространство художественного музея как терапевтическая, поддерживающая
среда. Единство арт-терапевтических, эстетических и психологических
задач. Формы и методы работы. Три направления развития и структура
арт-терапевтической деятельности современного художественного музея.
2. ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ АУДИТОРИИ, УЧАСТВУЮЩЕЙ В МУЗЕЙНЫХ
АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ПРОГРАММАХ. Описание некоторых групп.
Психологические проблемы, с которыми работают музейные арт-терапевты.
3. ВЗГЛЯД НА РЕБЕНКА. Личность ребенка и его феноменальное
поле. Ключевая концепция арт-терапии, центрированой на ребенке.
4. ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ. РОЛЬ АРТ-ТЕРАПЕВТА.
Терапевтические условия личностного роста. Терапевтическая система
отношений.
Эксперты: О. В. Платонова, зав. сектором
социально-культурных программ и проектов Российского центра музейной
педагогики и детского творчества Государственного Русского музея.
А. М. Шагеева, старший научный сотрудник Государственного
Русского музея.
11:30–11:45 – пауза.
11:45–13:30 Продолжение работы семинара. (I группа, л/зал
№18, II группа, Ресурсный центр).
5. МУЗЕЙНАЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА. МУЗЕЙНАЯ
АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «ШАГ НАВСТРЕЧУ». Адрес и сроки проведения
программы. Структура. Условия проведения. Содержание. Использование
невербальных методов в работе с произведением. Особенности работы с
произведением в детской арт-терапевтической группе: работа с детскими
страхами, случай из практики с методическими пояснениями, примеры
проведения арт-терапевтических встреч, ролевые игры в музее.
6. МУЗЕЙНЫЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ. Цели и задачи. Что
такое арт-терапевтическое сообщество. Принципы проведения открытых
интеграционных творческих мастерских. Примеры осуществления проектов.
Демонстрация видеоматериалов.
7. ПОДГОТОВКА ВОЛОНТЕРОВ. Подготовка волонтеров для
арт-терапевтических программ.
Эксперты: О. В. Платонова, зав. сектором
социально-культурных программ и проектов Российского центра музейной
педагогики и детского творчества Государственного Русского музея.
А. М. Шагеева, старший научный сотрудник Государственного Русского
музея.
13:30–14:30 Кофе-пауза
14:30–16:00 Дискуссия по теме «Традиционные и новые формы
работы с детьми в художественном музее – конфликт или согласие?».
Калининградский областной музей «Художественная галерея»
236006, г. Калининград, ул. Московский пр., 60-62
Тел./факс (4012) 46-71-66
Е-mail:
artgallery.inform@gazinter.net
Сайт
www.artgallery-klgd.ru |