Подробности
а протяжении года в Ярославском музее-заповеднике реализовывалась своеобразная образовательная программа для сотрудников. Ее модератором была Елена Шабурова, руководитель региональных программ Политехнического музея. Курс, направленный, помимо прочего, на приобретение навыков проектной деятельности, предполагал интенсивные многоаспектные занятия с месячным интервалом, сочетавшие в себе теоретическую и практическую деятельность. В ходе дискуссий о самых различных направлениях музейной деятельности выкристаллизовалось несколько «болевых точек», одной из которых оказался вопрос изучения посетителей музея, как реальных, так и потенциальных. Именно эта тематика была выбрана для открытого семинара, организованного совместными усилиями Ярославского музея-заповедника и Политехнического музея. Семинар с соответствующим названием «Исследование музейной аудитории» состоялся 1–2 июля 2012 г. в Ярославском музее-заповеднике. Его участниками стали около 30 сотрудников музеев Ярославля, Переславля-Залесского, Рыбинска, Александрова, Владимира и Новгорода.
    Проводившая семинар команда социологов в настоящий момент интенсивно работает над масштабным проектом по изучению посетителей Политехнического музея. Как известно, один из старейших научно-технических музеев мира готовится к масштабной реконструкции исторического здания и полному изменению концепции постоянной экспозиции. Изучение аудитории – немаловажная часть этих процессов, и к ее изучению привлечена группа профессионалов. Виктор Вахштайн – заведующий кафедрой теоретической социологии и эпистемологии, директор Центра социологических исследований РАНХиГС; Андрей Корбут –социолог, этнометодолог; Дарья Хлевнюк – сотрудница Центра фундаментальной социологии, НИУ ВШЭ.  Помимо текущего проекта, у членов команды есть и другой опыт взаимодействия с музеями: Виктор Вахштайн руководил исследованием аудитории фестиваля «АрхСтояние», который в определенном ракурсе есть не что иное, как музей-заповедник современного искусства под открытым небом, а Дарья Хлевнюк занималась исследованием Царицынского музея в Москве.
    Сам Политехнический музей на ярославском семинаре представляла Наталья Сергиевская, заместитель директора Фонда развития Политехнического музея и советник генерального директора по выставочной деятельности. Ее выступление о причинах, побуждающих музеи изучать свою аудиторию, стало своеобразной преамбулой семинара.
    Главным спикером первого дня семинара был Виктор Вахштайн. Альфа и омега искрометного рассказа – фрейм-анализ, тема его кандидатской диссертации и книги, вышедшей в прошлом году в издательстве Европейского университета. В русле социологии повседневности, одного из частных направлений в микросоциологии, фрейм понимается как структурированный контекст взаимодействия. Вахштайн предлагает рассматривать музей как место взаимодействия людей друг с другом и с материальными объектами. Лектор проиллюстрировал применение инструмента фрейм-анализа на примерах различных ситуаций взаимодействия людей, от выборов на Балканах до поведения в Торговом центре «Охотный ряд». Музей же, как пространство фреймированное сверху донизу (вспомним хотя бы хрестоматийное «руками не трогать» и «близко не подходить»), безусловно, благодарный объект для подобного исследования структуры и синтаксиса взаимодействия.
    Спроектировать исследование некоего абстрактного музея – таково было задание для практической работы в группах. При этом Вахштайн предложил отталкиваться от базовой метафоры как основы для дальнейшей концептуализации. Определяя музей через какое-то другое понятие, можно развить концепт будущего исследования. Естественно, музейщики отвергли предложенные «Мефистофелем»-Вахштайном метафоры «музей-склад» и «музей-школа», а затем в группах изобретали свои собственные. Процесс оказался крайне занимательным, но не менее занимательными и даже симптоматичными оказались результаты. Четыре метафоры – «музей-государство», «музей-храм», «музей-бренд» (оказавшийся в процессе обсуждения скорее «музеем-фабрикой») и «музей-театр» – можно рассматривать как иллюстрацию различных аспектов самопонимания среднестатистического российского музея: здесь претензии на политическое влияние и на сакральность, и экономическая составляющая, и упор на интерактив. Характерным представляется тот факт, что «музей-форум» не возник в этом ряду.
    Лекции Дарьи Хлевнюк и Андрея Корбута во второй день семинара были посвящены различным методикам социологических исследований в музее. Арсенал способов получить информацию о своих посетителях, представленный Дарьей (опросы, интервью, дискуссии с фокус-группами, анализ СМИ, наблюдения) знаком, по крайней мере, поверхностно, каждому музейщику. Однако эффективность каждого из них зависит от нюансов применения, к примеру, адекватности формулировок языку респондента. Андрей Корбут, рассказывавший об этнографических методах исследования, блестяще продемонстрировал, какую информацию можно извлечь, скажем, из видео, фиксирующего посещение музея парой молодых людей от входа и до выхода, или из анализа фотографий с экспонатами музея, выложенных в интернете.  После того как перед слушателями была развернута столь обширная панорама социологических методов, им было предложено самим сосредоточится на какой-либо конкретной проблеме музейной реальности и провести ее практическое исследование. С видимым удовольствием участники семинара ринулись наблюдать, опрашивать, фото- и видеофиксировать, а затем все это анализировать. Тематика блиц-исследований оказалась разнообразной: рекреационные зоны музея, продажа сувениров, посещение звонницы как сакрального пространства и неоднозначный статус медведицы Маши, живущей на территории музея-заповедника.
    Оптика социолога может быть не только любопытна, но и полезна музейщику. Оставаясь в рамках логики метафорического мышления, хочется сравнить эту оптику с камерой-обскурой. Это простейшее устройство, его легко сделать самому, если установить взаимосвязь между определенными параметрами. Камера-обскура позволяет запечатлеть интересующий предмет и взглянуть уже на изображение, отстраняя нас таким образом от предмета. Основной пафос семинара заключался именно в этом: попробовать взглянуть на музей извне, со стороны, посредством камеры-обскуры. Что касается чисто практических результатов, то они очевидны: возможности применения полученной на семинаре информации о целой палитре методов социологического исследования в музее - теперь целиком в руках участников мероприятия.
    Семинар «Исследование музейной аудитории» был своеобразным пробным шаром, и в дальнейшем Ярославский музей-заповедник и Политехнический музей планируют серию подобных мероприятий на различные, не менее актуальные темы.

Екатерина Змеева, научный сотрудник
Ярославского музея-заповедника, кандидат искусствоведения

ГАУК ЯО «Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»
150000, г. Ярославль, Богоявленская пл., 25.
Тел./ факс (4852) 30-38-69 (экскурс. бюро)
Тел.: (4852) 30-40-72, 30-56-30
E-mail: yarmp@yar.ru 
Сайт www.yarmp.yar.ru 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД