Самарском областном художественном музее 28 сентября 2012 г. в 17.00
состоится открытие выставки «Крестовоздвижение. Возрождение традиции.
Опыт осмысления. Соловки – Самара 2012» (г. Самара, ул. Куйбышева,
92. Лекторий, 1-й этаж)
На мысе бухты Благополучия, напротив Соловецкого монастыря,
начала существовать и развиваться мастерская, в которой изучаются и
создаются кресты. В 2003 году ей исполнилось десять лет, почти столько
же, сколько возрождающемуся Соловецкому монастырю. Еще сто лет назад
побережье и острова Беломорья были усеяны большими и малыми крестами -
обетными, поклонными, памятными. Только на Соловецких островах таких
деревянных крестов насчитывалось более 3 тысяч. Основатель и главный
мастер кресторезной мастерской Соловецкого монастыря – Георгий Кожокарь.
Кресты этого человека можно читать, словно священные книги, которые
несут в себе свет вечных истин и тепло рук их создателя.
Вот уже 20 лет он и его коллеги создают удивительные
произведения – деревянные кресты самых разных форм, размеров и
содержания. На каждом из них – особенные слова, священные буквы, знаки и
символы переплетены в уникальный рисунок, который не повторяется.
Кресты, которые изготавливают в мастерской на Соловках, все точно
соответствуют древним образцам. «Такое разнообразие в традициях
кресторезного дела, что нам не хватит целой жизни просто повторить все,
что существует. Нам не надо создавать новые формы», – рассказывает
Георгий Кожокарь, отмечая аутентичность исторической традиции творений
своей мастерской.
Больших крестов, изготовленных в Соловецкой кресторезной мастерской, уже
пятнадцать. Они стоят не только на Соловках, но и в Москве, в ближнем и
дальнем Зарубежье. А крестов небольшого формата уже более семисот
разошлось по всему православному миру.
На данный момент Кресторезная мастерская Соловецкого
монастыря готовится к важному событию – воздвижению еще одного, 26-го по
счету, поклонного креста. Его установка произойдет в Самаре в день
праздника Крестовоздвижения 27 сентября. Это уже второй соловецкий
крест, который будет возвышаться над нашим городом.
Выставка продлится до 22 октября 2012 г.
В Самарском областном художественном музее (г. Самара, ул. Куйбышева,
92, 1-й этаж, бывшая галерея «Коллекционер») 1 октября 2012 г. в 18:00
состоится открытие выставки советской живописи из коллекции СОХМ
«Художник и власть» в рамках юбилейных мероприятий к 75-летию музея
и 115-летию коллекции.
Этой небольшой, но символически насыщенной выставкой
художественный музей продолжает знакомить зрителей с малоизвестными и
редко выставляющимися шедеврами своей коллекции. Пользуясь случаем –
95-летней годовщиной Октябрьской революции – мы отобрали произведения из
фондов нашего музея, посвященные теме диалога власти и творческого
человека в условиях тоталитарной системы. Акцент в данном случае сделан
на образе художника, не ушедшего в эстетический протест, а добровольно
избравшего служение власти и ее идеологии. Центральная модель, по
которой выстроен визуальный ряд выставки – господство / подчинение.
Эта модель хорошо видна в центральной работе экспозиции –
монументальном соцреалистическом полотне Льва Шиповского «Выступление
товарища Жданова на совещании деятелей советской музыки». Партия здесь
«учит» творческую интеллигенцию. Та же, в лице композиторов Шостаковича,
Хачатуряна, Прокофьева, Хренникова, Мясковского и многих других, в свою
очередь, молчаливо внимает. Жданов вещает как бы от имени Вождя –
огромного бюста Сталина за его спиной. Интересно, что после ХХ съезда
тогдашний директор Самарского художественного музея Аршак Михранян
переписал на этой картине бюст Сталина на Ленина. Психологизма полна и
более камерная картина Василия Ефанова «Ленин и Горький в Горках», где
создатель социалистического реализма так же молчаливо внимает Вождю.
Образ Горького как эталонного автора, превратившегося в голос самой
тоталитарной системы и сформулировавшего ее художественное кредо, развит
и в других картинах выставки, это прежде всего «Горький в Самаре» Ивана
Борисова.
Образ советского художника, преданного социалистическому
реализму, создан в картине Василия Ефанова «Портрет скульптора В.П.
Акимова», известного советского скульптора-монументалиста, автора, в
числе прочего, скульптурной группы на здании Дворца культуры на Площади
Куйбышева. Также вошел в экспозицию «Октябрьский натюрморт» Надежды
Удальцовой – изначально авангардистки, резко поменявшей стилистику в
20-е годы. Впрочем, несмотря на официозный тон, ее живопись хранит
глубину и ауру подлинного искусства. В полумраке здесь виднеется бюст
Ленина, более похожего на Конфуция, в окружении странных предметов.
Образам вождей – Ленина и Сталина – также уделено большое
внимание в экспозиции. Особенно разнообразен Ленин, предстающий и
романтическим героем революции («Ленин на Красной площади» Бориса
Иогансона), и каноническим символом соцреализма (уменьшенная авторская
реплика «Ленин в Смольном» Исаака Бродского), и парализованным инвалидом
(«Месяц в Горках» Рудольфа Баранова). Примером «идеологизированного
психологизма» предстает работа «Сталин навещает Ленина в Горках»
Ярослава Николаева, изображающая сакральный процесс передачи власти в
предсмертном общении Вождя уходящего и его Преемника.
Константин Зацепин, Татьяна Петрова
Выставка продлится до 15 октября 2012 г.
ГУК Самарской области «Самарский областной художественный музей»
443099, г. Самара, ул. Куйбышева, 92
Тел./ факс (846) 332-33-09, 332-05-64
E-mail: office@artmus.ru
Сайт
http://www.artmus.ru/
|