Подробности
Самарском областном художественном музее 28 сентября 2012 г. в 17.00 состоится открытие выставки «Крестовоздвижение. Возрождение традиции. Опыт осмысления. Соловки – Самара 2012» (г. Самара, ул. Куйбышева, 92. Лекторий, 1-й этаж)
    На мысе бухты Благополучия, напротив Соловецкого монастыря, начала существовать и развиваться мастерская, в которой изучаются и создаются кресты. В 2003 году ей исполнилось десять лет, почти столько же, сколько возрождающемуся Соловецкому монастырю. Еще сто лет назад побережье и острова Беломорья были усеяны большими и малыми крестами - обетными, поклонными, памятными. Только на Соловецких островах таких деревянных крестов насчитывалось более 3 тысяч. Основатель и главный мастер кресторезной мастерской Соловецкого монастыря – Георгий Кожокарь. Кресты этого человека можно читать, словно священные книги, которые несут в себе свет вечных истин и тепло рук их создателя.
    Вот уже 20 лет он и его коллеги создают удивительные произведения – деревянные кресты самых разных форм, размеров и содержания. На каждом из них – особенные слова, священные буквы, знаки и символы переплетены в уникальный рисунок, который не повторяется. Кресты, которые изготавливают в мастерской на Соловках, все точно соответствуют древним образцам. «Такое разнообразие в традициях кресторезного дела, что нам не хватит целой жизни просто повторить все, что существует. Нам не надо создавать новые формы», – рассказывает Георгий Кожокарь, отмечая аутентичность исторической традиции творений своей мастерской.
Больших крестов, изготовленных в Соловецкой кресторезной мастерской, уже пятнадцать. Они стоят не только на Соловках, но и в Москве, в ближнем и дальнем Зарубежье. А крестов небольшого формата уже более семисот разошлось по всему православному миру.
    На данный момент Кресторезная мастерская Соловецкого монастыря готовится к важному событию – воздвижению еще одного, 26-го по счету, поклонного креста. Его установка произойдет в Самаре в день праздника Крестовоздвижения 27 сентября. Это уже второй соловецкий крест, который будет возвышаться над нашим городом.
    Выставка продлится до 22 октября 2012 г.

    В Самарском областном художественном музее (г. Самара, ул. Куйбышева, 92, 1-й этаж, бывшая галерея «Коллекционер») 1 октября 2012 г. в 18:00 состоится открытие выставки советской живописи из коллекции СОХМ «Художник и власть» в рамках юбилейных мероприятий к 75-летию музея и 115-летию коллекции.
    Этой небольшой, но символически насыщенной выставкой художественный музей продолжает знакомить зрителей с малоизвестными и редко выставляющимися шедеврами своей коллекции. Пользуясь случаем – 95-летней годовщиной Октябрьской революции – мы отобрали произведения из фондов нашего музея, посвященные теме диалога власти и творческого человека в условиях тоталитарной системы. Акцент в данном случае сделан на образе художника, не ушедшего в эстетический протест, а добровольно избравшего служение власти и ее идеологии. Центральная модель, по которой выстроен визуальный ряд выставки – господство / подчинение.
    Эта модель хорошо видна в центральной работе экспозиции – монументальном соцреалистическом полотне Льва Шиповского «Выступление товарища Жданова на совещании деятелей советской музыки». Партия здесь «учит» творческую интеллигенцию. Та же, в лице композиторов Шостаковича, Хачатуряна, Прокофьева, Хренникова, Мясковского и многих других, в свою очередь, молчаливо внимает. Жданов вещает как бы от имени Вождя – огромного бюста Сталина за его спиной. Интересно, что после ХХ съезда тогдашний директор Самарского художественного музея Аршак Михранян переписал на этой картине бюст Сталина на Ленина. Психологизма полна и более камерная картина Василия Ефанова «Ленин и Горький в Горках», где создатель социалистического реализма так же молчаливо внимает Вождю. Образ Горького как эталонного автора, превратившегося в голос самой тоталитарной системы и сформулировавшего ее художественное кредо, развит и в других картинах выставки, это прежде всего «Горький в Самаре» Ивана Борисова.
    Образ советского художника, преданного социалистическому реализму, создан в картине Василия Ефанова «Портрет скульптора В.П. Акимова», известного советского скульптора-монументалиста, автора, в числе прочего, скульптурной группы на здании Дворца культуры на Площади Куйбышева. Также вошел в экспозицию «Октябрьский натюрморт» Надежды Удальцовой – изначально авангардистки, резко поменявшей стилистику в 20-е годы. Впрочем, несмотря на официозный тон, ее живопись хранит глубину и ауру подлинного искусства. В полумраке здесь виднеется бюст Ленина, более похожего на Конфуция, в окружении странных предметов.
    Образам вождей – Ленина и Сталина – также уделено большое внимание в экспозиции. Особенно разнообразен Ленин, предстающий и романтическим героем революции («Ленин на Красной площади» Бориса Иогансона), и каноническим символом соцреализма (уменьшенная авторская реплика «Ленин в Смольном» Исаака Бродского), и парализованным инвалидом («Месяц в Горках» Рудольфа Баранова). Примером «идеологизированного психологизма» предстает работа «Сталин навещает Ленина в Горках» Ярослава Николаева, изображающая сакральный процесс передачи власти в предсмертном общении Вождя уходящего и его Преемника.

Константин Зацепин, Татьяна Петрова

    Выставка продлится до 15 октября 2012 г.
ГУК Самарской области «Самарский областной художественный музей»
443099, г. Самара, ул. Куйбышева, 92
Тел./ факс (846) 332-33-09, 332-05-64
E-mail: office@artmus.ru 
Сайт http://www.artmus.ru/ 

 

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД