|
ыставка
«Гуляют там животные невиданной красы…» для музея-заповедника «Абрамцево»
является в какой-то степени уникальной. Объединяющим элементом этого
проекта стало не творчество одного художника, не направление в
искусстве, и даже не новые поступления Музея, а неотъемлемая часть
нашего мира — животные. Благодаря абрамцевским художникам они у
нас «гуляют» на шкафчиках, столах, стульях, керамике, живописных
полотнах, а также в графике и скульптуре.
В экспозиции представлены живопись, графика и
декоративно-прикладное искусство из собрания Музея-заповедника «Абрамцево».
Эскизы Елены Поленовой, произведения столярной и гончарной мастерских,
натурные штудии Валентина Серова, декоративные мотивы Сергея Малютина,
живописные полотна Николая Андронова, анималистические скульптуры Андрея
Марца и многое другое стало объектами показа. |
Не случайно названием выставки послужила строчка из
известной песни конца ХХ века «Город золотой»,
другие названия «Рай», «Над твердью голубой». Многие из нас слышали её в
исполнении Бориса Гребенщикова.
Под небом голубым есть город золотой.
С пpозpачными воротами и яркою звездой.
А в городе том — сад, все травы, да цветы,
Гуляют там животные невиданной красы.
Со второй половины ХIХ века начинается знаменательный процесс
сближения народного искусства с профессиональным, их взаимодействия и
обогащения. Яркие красочные произведения Е.Д. Поленовой, А.Я. Головина,
С.В. Малютина, М.А. Врубеля,
В.А. Серова также пронизаны любовью к живой природе и народному
искусству. Наиболее ярким примером этого сближения и перехода к
художественной стилизации стала дверь, созданная в 90-х годах ХIХ века
Е.Д. Поленовой. Она напоминает «вход в сказочную избушку бабы-яги,
охраняемую совами – полночными птицами русских сказок». В.В. Стасов с
присущей ему страстностью восклицал: «Какое воображение, какое чудесное
творчество!» Легко и свободно соединяет в этом произведении художница
многообразие видов народной резьбы по дереву – трёхгранно-выемчатую,
контурную, рельефную, скульптурную, геометрический и растительный
орнаменты с зооморфными мотивами. Всё это органично объединено в
сюжетную композицию.
Начиная со второй половины ХХ века художники продолжали
поиски «пластики живого мира», что наиболее ярко представлено в
станковой живописи Андрея Васнецова, Николая Андронова, Павла Никонова.
Художники несколько изменили вектор живописного воплощения образа. В
своих произведениях они повествуют нам о том, что мироздание совершенно,
а животные в нём — это структурные элементы единого пластического
события.
Несколько в другой сфере искусства работал
скульптор-анималист Андрей Марц. Его имя можно поставить в один ряд с
именами таких выдающихся отечественных анималистов, как Василий Ватагин,
Артемий Обер, Алексей Сотников. Между тем, хотя творчество Марца
опирается на классические образцы и шедевры анималистической скульптуры,
его нельзя отнести к традиционному реализму. Скульптурным
произведениям Марца свойственны самобытность, гротеск и необыкновенная
проницательность в подаче характеров зооморфных образов.
Выставка представляет разнообразный материал на тему
народного искусства, художественной стилизации и натурного изображения
животных. Проект позволяет проследить эволюцию развития зооморфного
образа с древних времен до настоящего времени. Мы предлагаем зрителю
внимательно всмотреться в предметы, и, может быть, открыть в них для
себя что-то новое.
Выставка продлится с 4 марта до 15 апреля 2016 года.
ФГБУК «Государственный историко-художественный и литературный
музей-заповедник "Абрамцево"»
141352, Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный район, г.п.
Хотьково, c.Абрамцево, ул. Музейная, д. 1
Тел./ факс (496) 543-24-70 (экск.)
Тел. (495) 993-00-33
E-mail: info@abramtsevo.net
Cайт
http://www.abramtsevo.net/
|