Болгарский государственный историко-археологический музей-заповедник

Георгий Осипов
Волжская Мекка
на Поклонной горе

Мох и трава: кругом обвалы…
Одни развалины стоят, 
Где раньше были арки, залы
И ряд высоких колоннад.
Со стен все фрески сбиты прочь
И населяют только совы
Пещеры, темные как ночь.
Что ж это: бани, храм, палаты?
Кто нам на это даст ответ?…

Дж. Байрон

    первый раз, когда я увидел огромную крутобокую гору, на которой стоит Великий Булгар, подумал: «Поклонная гора». С этой горы, право, есть чему поклониться. Ну хотя бы находящемуся неподалеку слиянию Камы с Волгой, да и самой этой горе поклониться очень даже стоит. К примеру потому, что где-то на этих кручах был убит молодой князь Изяслав, любимый сын Андрея Боголюбского. А не случись этого, Русь никогда бы не получила самого поэтического своего архитектурного творения – храма Покрова на Нерли. Это только, к слову, одна из «троп», которая уводит с нее в самые разные концы света.
    И, в первую очередь, на юг, в предгорья Кавказа и степи нынешнего Приазовья, где к VII веку достигло небывалого могущества государство Великая Болгария (другое написание – Булгария), во главе которого стоял хан (иначе – балтавар) Кубрат: могила его была найдена в 1902 году на территории нынешней Полтавской области. Соседи булгар (в частности, Хазария) миролюбием не отличались, но булгары всегда умели за себя постоять. Однако после смерти Кубрата государство распалось. Один из его сыновей, Аспарух, ушел на Дунай и принял христианство: так зародилось государство, которое сегодня мы знаем под именем Болгарии. А другой сын, Котраг, увел своих людей на север, туда, где сливаются Волга и Кама, и прижились они там ничуть не хуже, чем в кавказских предгорьях: воды, земли, леса, дичи было вдоволь, а реки обеспечивали удобное транспортное сообщение со всеми соседями. Официальной датой рождения государства считается 922 год, когда царь Алмуш торжественно принял ислам, став подданным багдадского халифа и приняв имя Джаффара. Из Багдада прибыло огромное посольство, секретарем которого был Ахмед ибн Фадлан, оставивший о своем путешествии подробнейшие записки, в нынешнем году они переизданы в Казани.  Простота нравов тогдашних булгар поразила его: к примеру, каково ему, правоверному мусульманину, было наблюдать, как булгарские мужчины и женщины купаются в волжских водах вместе, причем безо всякой одежды?
    Во времена Алмуша Великий Булгар представлял собой небольшой, по-европейски говоря, замок. Но уже несколько десятилетий спустя он потрясал воображение тех, кто проезжал мимо: у подножия горы день и ночь шумел огромный посад, а саму гору венчала крепость с башнями и стенами из заточенных вековых дубовых бревен. 

Элемент декора булгарского намогильного памятника
Элемент декора булгарского намогильного памятника

Но то, что не смог сделать никто из врагов, сделали внутренние распри между потомками Алмуша-Джаффара: в середине
XI века ими была основана новая столица – Биляр, расположенная в глубине государства, а Великий Булгар был сожжен. Но, вероятно, лишь для того, чтобы снова воскреснуть из пепла, подобно птице Феникс из арабских сказок. От той эпохи остались многочисленные надгробия, ныне хранящиеся в северном мавзолее…
    Снова зашумел на берегу гигантский базар, на котором можно было увидеть товары со всех концов света: булгарские кожи, считавшиеся лучшими в мире (в некоторых тюркских языках хорошо выделанная кожа до сих пор зовется «болгари»), китайские шелка, индийские благовония, арабские сладости, русские меха… Именно в Булгаре на несколько веков раньше Европы начали плавить чугун, и в обработке его достигли потрясающей виртуозности. Достаточно посмотреть на изумительной красоты замочки в форме коней и каких-то вовсе непонятных существ, которые хранятся в булгарском музее.
    Именно в Булгаре жил великий поэт Кул Гали, автор великой поэмы «Сказание о Йусуфе». По-татарски это звучит « Кыйсса-и Йосыф» И не с его ли легкой руки решительно все парни в волжских и камских селениях знали, что нет на свете девушек прекраснее булгарских?    

Реконструкция центральной колонны Большой Соборной мечети
Реконструкция центральной колонны Большой
Соборной мечети

    Но булгары умели не только торговать и править ремесло.
В 1223 году, разбив на Калке русских и половцев, чингисханово войско решило поживиться и булгарскими сокровищами. Авантюра окончилась плачевно: монголы были разбиты, четыре тысячи из них попали в плен. По легенде, булгары не стали их казнить. Четыре тысячи воинов были обменены на четыре тысячи баранов. Унижение для степняков было страшным, и монголы, понятно, не могли его забыть. Тринадцать лет спустя, пришедшие из далеких степей бесчисленные орды, обратили в прах и пепел и Биляр, и Булгар.
     Однако после боя военачальники ордынского войска превращались в людей трезвомыслящих и практичных. И не надо было обладать гениальным военно-стратегическим мышлением, чтобы понять исключительную выгоду

Минарет Большой Соборной мечети
Минарет Большой Соборной мечети

 местоположения Булгара. Монголы не только отстроили город – они сделали его своей первой столицей. И весь ансамбль (самый северный среди сооружений мусульманской архитектуры XIII – XIV веков), который ныне наблюдает посетитель, относится именно к монгольским временам. В центре его – остатки соборной мечети: четыре могучие угловые башни (мечеть должна была быть одновременно и крепостью, времена, как известно, были беспокойные), одна из колонн, когда-то державших свод.  И минарет, точнее Большой минарет, в каковом никаких черт древности не обнаруживается. Все верно: старый Большой минарет, который видели и рисовали еще братья Чернецовы во время своего знаменитого путешествия по Волге в 1838 году, рухнул в 1841 году (говорят, от чрезмерного усилия кладоискателей, подкапывавших фундамент) и был восстановлен лишь в 2000 году. Хотя, справедливости ради, следует признать, что уже в петровские времена накренившийся Большой минарет выглядел этакой волжской «Пизанской башней»…
Высота его – 24 метра, и стоит одолеть узкую винтовую лестницу для того, чтобы полюбоваться изумительным пейзажем, который чувствительно изменился со времен хана Алмуша. После строительства гидроэлектростанции река подступила почти под самые стены города, «съев» территорию бывшего посада. А во времена, когда булгары принимали ислам, до реки было километров шесть…
    Удивительное дело: Великий Булгар в качестве ордынской столицы просуществовал сравнительно недолго, около двух столетий. Рядом появился крепнувший на глазах сосед – Московское государство, и уже в 1431 году отряд под предводительством Федора Пестрого нанес городу последний удар. Удар, после которого город уже никогда не возродился, хотя люди на развалинах Булгара и в его окрестностях продолжали жить.
    А предания о прошлом великого города и вовсе никогда не умирали. Как предание о двух братьях, бежавших на север и остановившихся на привал на волжском берегу. Там один из них уронил в воду золотой котелок (по-татарски – «казан»). Это было сочтено добрым знаком, и именно на этом месте была основана новая столица. А многие сооружения прежней оказались построенными буквально на века и поражали не одно поколение путешественников, понуждая их всерьез размышлять, каковы же корни народа, который мы сейчас называем татарами. Одна теория выводит его происхождение от тех самых древних болгар хана Алмуша, другая – от ордынцев, сделавших Булгар первой своей столицей. Каждый, понятно, волен выбрать ту, которая покажется более убедительной…
    В июле 1722 года на булгарскую гору поднялся сам император Петр I. Ансамбль бывшей ордынской столицы настолько поразил его, что прямо на месте (очевидно, на спине кого-то из свитских) он подписал указ об охране древних сооружений и о переводе сохранившихся надписей. Это был первый в русской истории законодательный документ об охране исторических памятников. Он почти на полгода опередил другой, переславский, указ царя, который известен каждому российскому музейщику: «Надлежит вам беречи остатки кораблей и галер, а буде упустите, то взыщется на вас и на потомках ваших, яко пренебрегших сей указ».
     Указ Петра выполнялся, скажем так, в разные годы с разной степенью усердия и ретивости, но дело было сделано. Интерес к булгарской старине не пропадал уже никогда. К примеру летом 1761 года среди (по-современному говоря) «студентов-практикантов», исследовавших древний ансамбль, был молодой и никому не ведомый тогда Гавриил Романович Державин. Раскопки булгарского комплекса шли с разной интенсивностью во все последующие века, но всерьез за него принялись лишь в ХХ веке, когда на городище пришел великий труженик и великий радетель булгарской старины Алексей Петрович Смирнов, в последние годы жизни которого и был основан заповедник.

Письмо Петра I казанскому губернатору Сальтыкову:
«Господин губернатор! В бытность нашу в Булгаре видели мы, что у старинного булгарского строения башни (или колокольни) фундамент испортился, и оный подлежит подделать вновь. Того ради пошлите туда ныне человек двенадцать или пятнадцать каменщиков с их инструментами и несколько бочек извести, а камня там старого довольно много есть, также и места старые по времени велите чинить. Подлинный его императорского величества за предписанием собственные его величества руки, тако: Петр».

    Петровский указ о внимании к остаткам Великого Булгара православная церковь поняла по-своему. В первой половине XVIII века рядом с руинами мечети был основан монастырь: построена Успенская церковь с шатровой колокольней, северный мавзолей превратили в монастырский погреб (именно так он называется до сих пор в ряде путеводителей, хотя недавняя реставрация по возможности вернула ему первоначальный облик). Восточный мавзолей стал Никольской церковью: грани купола скруглили, скрыв под листами обычного железа, и прорубили, как положено, вход с запада. Сегодня, впрочем, и Восточный мавзолей обрел свой первородный вид.

Рафаиль Зуфарович Махмутов, директор Болгарского музея-заповедника
Рафаиль Зуфарович Махмутов, директор Болгарского музея-заповедника

    Христианские переделки, между тем, ничуть не уменьшили почитания булгарских святынь у местных мусульман, которые почитали руины Булгара за своего рода волжскую Мекку. Что очень точно отметила в своих заметках императрица Екатерина, путешествовавшая по Волге в 1767 году: «…Татары же великое почитание имеют к своему месту и ездят Богу молиться в сии развалины…» И ныне Большой минарет, соседствующий с колокольней, выглядят символом вполне мирного существования двух крупнейших в мире религий. Тем более, что руководство Булгарского заповедника во главе с Рафаилем Махмутовым паломнической активности весьма содействует: не так давно у главного входа на территорию построен павильон для омовений, которые для правоверных 
строго обязательны перед посещением святынь. Гостиницы при заповеднике пока нет, хотя паломников и туристов становится все больше (еще в прошлом веке возобновлено празднование годовщины принятия болгарами ислама).

Малый минарет возведен булгарскими зодчими в середине XIV в. Слева — каменный мавзолей «Ханская усыпальница»
Малый минарет возведен булгарскими зодчими в середине XIV в. Слева — каменный мавзолей «Ханская усыпальница»

    Верующие идут не только к соборной мечети (хотя это, безусловно, центр мусульманских паломничеств), но и к ханской усыпальнице, на удивление хорошо сохранившейся к востоку от мечети.
     Рядом с нею – уцелевший с ордынских времен Малый минарет (12 метров высотою). Он, по преданию, поставлен над могилами первых проповедников ислама в Волжской Булгарии. В основании минарета – особая ниша, куда с давних времен принято класть добровольные пожертвования – на благотворительные цели, на помощь 
бедным. И жертвуют, между прочим, не только приверженцы ислама.
    Неподалеку руины так называемой Белой палаты. В ней легко узнается… баня. 

Каменная Белая палата относится к характерному типу древних бань
Каменная Белая палата относится к характерному типу древних бань

Отчетливо видны остатки бассейна, резервуаров для горячей и холодной воды, системыобогрева. Бани вообще были чрезвычайно популярны в мусульманском мире. В бани ходили не только ради омовений, но и ради общения. Где еще можно было заключить деловую сделку, потолковать о домашних заботах, да и, наконец, просто всласть посплетничать под глоток ароматного щербета?
    Перекрытая великолепным куполом Черная палата, видная в Булгаре практически отовсюду, без сомнения, самое романтическое сооружение всего комплекса. 
Почему-то именно она порождает наибольшее количество преданий и легенд. К примеру, о том, как в тот страшный момент, когда осаждавшие ворвались в горящий город, юная, невинная дочь одного из ханов нашла последнее убежище именно на крыше Черной

Черная палата возведена в середине XIV в.
Черная палата возведена в середине XIV в. в лучших традициях восточной архитектуры. До наших дней сохранился лишь центральный купольный зал

палаты и в последний момент, на глазах изумленных врагов, превратившись в белую голубку, исчезла в небесной сини. Что тут скажешь? Красиво. Стильно. Сентиментально.
Вполне же серьезные данные ученых-историков говорят о том, что в ханские времена в Черной палате, скорее всего, помещался суд. В верхнее, более светлое и просторное помещение подсудимых приводили из полуподвала. А темный цвет стен объясняется проще и…ароматнее: в монастырские времена в Черной палате в течение нескольких десятилетий помещалась рыбокоптильня. Но против легенды бессильна и монгольская сабля…
    И только об одном всерьез жалеешь среди булгарских древностей. Сам заповедник расположен в паре километров от городка, (самого маленького города в Татарстане), который не раз в своей истории менял имена.

    До 1991 он назывался Спасск, потом Куйбышев (чтобы не путать с нынешней Самарой, обычно добавляли «татарский» или «районный»). Сейчас, вполне законно, Болгар. Там, между прочим, есть свой – и совсем не маленький – исторический музей. Знаменит он коллекцией старинных самоваров, количество коих ныне приближается к сотне, и о каждом обстоятельная хозяйка, Галина Баранова, готова рассказывать едва ли не часами.
    Больше самоваров, вероятно, только в специализированном музее самоваров в Туле и одинаковых, понятно, не держат. Но как жаль, что у сотен туристов с проходящих пароходов времени не хватает даже на то, чтобы всерьез и обстоятельно осмотреть булгарское городище, даже на то, чтобы сходить к знаменитому колодцу Габдрахмана…
    …А лучше всего поздним летним вечером выйти на булгарский обрыв, выйти в тот самый час, когда территория нижнего города уже скрылась во тьме, и, кажется, лишь Большой минарет поддерживает купол небес. Когда миновал час последней молитвы, когда уже почти замолкли птицы и так легко принять шаги запоздавшего случайного прохожего за шаги какого-нибудь бродячего дервиша, идущего к городским святыням.
А от зажженного на берегу Волги костра, того и гляди, донесется старинная песня:

Привозят девушек-тюрок из Булгара…
Губы и зубы этих луноликих красавиц
Такой красоты, что невозможно сотворить им подобных…

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД