рославский выпуск журнала
«Мир и музей» (8’2002) наш читатель откроет с особым чувством. Первый раз мы готовили свое издание в тех местах, где не было войны. Не дошли фашисты до этих мест. Оказалось, это необыкновенно важно для сохранности традиций, и Русь предстала перед нами в своей многовековой красе: трепетно сохраняемая и разумно поддерживаемая на протяжении многих лет, веков и тысячелетий. Может быть, мы оказались не совсем готовы к такому явлению, поскольку каждая жемчужина в богатейшем ожерелье ярославских музеев заслуживала отдельного выпуска журнала: будь то Ростовский кремль или Рыбинский музей- заповедник, Историко-архитектурный музей города Ярославля или Мышкинское музейное царство, рожденное Владимиром Гричухиным, Музеи Переславля Залесского, Углича, Свято-Алексиевской Пустыни, многофункциональное музейное ведомство, именуемое Художественным музеем. Немало в Ярославском пространстве личностей, казалось бы, изначально не планировавших заниматься музейным творчеством, но сделавшим именно музей делом всей жизни. Таков Джон Мостославский, человек, показавший согражданам, что и в частных руках сокровища русской культуры могут быть всенародным достоянием, причем сохраняться в идеальном рабочем виде. Таков Василий Теркин из славного города Мышкина, мечтающий сделать “живой музей”, музей мастерскую. Таков и Сергей Темняткин — учитель из Кацкой волости, создавший музей, организующий пространство вокруг себя: в школах бывшей Кацкой волости теперь изучают предмет — кацковедение, выходит газета — “Кацкая летопись”, а местные жители не забывают, а вспоминают все новые и новые кацкие легенды и предания. А что сотворили в Рыбинском музее… Там вообще раньше всех других музеев России открыли музейные фонды для доступа в интернете, и часть иллюстраций для журнала мы получили, войдя в фонды музея из Тулы с помощью компьютера. Самый важный материал номера — виртуальный круглый стол Совета директоров Ярославских музеев. Есть такой рабочий орган в музейном содружестве. Ему и принадлежит главная роль в решении проблем всех музеев области. Уже много лет без юридического статуса, без своих банковских счетов и прочих атрибутов общественной или какой-то другой организации, — они просто вместе. Вместе решают проблемы нелегкого музейного жития. Вместе осуществляют сложную кадровую политику в музейной сфере. Вместе учат своих работников тем или иным современным новшествам. Вместе организуют представительства на туристических и прочих выставках. Вместе осуществляют межмузейные проекты. Вместе поддерживают того, кому в данный момент трудно. Есть в журнале интервью с современными иконописцами, продолжателями традиций знаменитой ярославской школы, есть рассказ о мастерах, отливающих колокола по старинным прописям. Все это самобытное, ярославское. Именно с Ярославлем связано имя великого поэта русской земли Н.А.Некрасова. О его имении “ Карабиха” рассказывает сразу несколько материалов номера. Здесь же на ярославской земле сохранился Ботик Петра, которому посвящен музей. Мы публикуем интереснейшее исследование из Углича – весьма убедительную версию гибели царевича Дмитрия. И все-таки хочется признаться: Ярославская область настолько богата историей и людьми, причастными к ней не на словах, а на деле, что одного выпуска нашего журнала явно недостаточно. Будем надеяться, что знакомство наших читателей с этой землей будет продолжено.
Полный список музеев, о которых рассказывает Ярославский выпуск нашего журнала: Людмила Долгина, |
|
Музеи Ярославской области Музеи,
о которых
|
|