Полотенце. Мценское кружево. Лен, XIX век
|
Поначалу была всего одна художница Нина Савенкова, выпускница орловского худграфа. Она-то и задумала возродить кружево. Сама с нуля начинала когда-то. Потом стала преподавать в школе кружевниц ее взрослая ученица, Анна Шалыгина, по профессии педагог.Много интересного узнали по ходу создания музея.
Оказывается, еще в ХХIII веке помещица Протасова открыла под Мценском мануфактуру по производству кружева. |
Она пригласила из Бельгии двух учительниц, и те обучали местных девушек.Русские девушки учились с интересом, но перенимали иностранное искусство творчески. Очень скоро мотивы их плетения стали настолько уникальны, что во всем мире заговорили о русском кружеве. Это было самое крупное кружевное производство в России. Круглый год на коклюшках работали 1200 мастериц. Продукцию поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию.
Мценское кружево одно из самых старинных на Руси. Елецкое, к примеру, возникло гораздо позже, хотя Елец - тоже город древний и от Мценска совсем недалеко.
Во мценском кружеве больше геометрических мотивов. В елецком чаще используют растительный орнамент. Если сравнивать с вологодским кружевом, то там более плотный, насыщенный узор. Фоновых решеток почти не используют, а в Ельце и Мценске очень часто, потому узор получается воздушным.
|
Мценское кружево. Прошва, сиреневый шелк, вискоза. Автор - ученическая Юлии Королевой, 4-й класс
|
Мода на кружевные изделия сохранялась веками. Каждая уважающая себя россиянка и на селе, и в городе имела либо шарф, либо косынку. В приданое невесте из любого сословия полагалось положить кружевную сорочку, и не одну. Кружево использовали и в быту: для украшения постельного белья, делали из него салфетки и скатерти, украшали национальные костюмы.
В ХIХ веке Орловская губерния занимает первое место по производству кружева. |
В конце ХIХ - начале ХХ веков много сделала для жителей Мценска княгиня Анна Дмитриевна Тенишева. Большой материал о ее деятельности собран в музее. Она открывала школы и больницы для неимущих в городе, окрестных селах и деревнях. Они существовали на ее пожертвования. Кроме всего прочего, в 1899 году открыла она во Мценске школу кружевниц для девочек 8 - 12 лет. Девочек учили не только ремеслу, но и грамоте, и основам рисунка, а так как количество обучающихся росло, то при школе был создан интернат для наиболее способных жительниц окрестных сел. Девочки там жили на полном пансионе.
Качество мценского кружева росло. На Всемирной выставке в Париже оно было удостоено серебряной медали, а на выставке в Глазго - почетного диплома...
|
Мценское кружево. Прошва, белый шелк, вискоза. Ученическая работа Иры Кузичевой
|
И вот школа кружевниц работает во Мценске вновь. Обучаются здесь дети три года. За это время они должны научиться плести мерное кружево, делать копии старинных образцов. Современные ребята приобщаются к исконному мценскому мастерству, понимая, что в жизни есть элементы проходящие, а есть вечные ценности. То искусство, которым они овладевают, из разряда непреходящих ценностей. Экзаменационная работа делается самостоятельно. |
Творческая фантазия - вещь непредсказуемая, и рамками традиции ее не ограничить, но истоки уже усвоены. Лучшие работы юных кружевниц можно увидеть в музее кружева, как и работы их преподавателей.
Нынешним летом открыли в городе ателье "Мценские узоры", при поддержке местного отдела культуры. В нем работают пять кружевниц и пять портных. Нина Савенкова, возродившая в городе искусство кружевниц, считает, что пока этим делом не будут заниматься профессионалы, все так и останется на уровне детского творчества. Вместе с ней уже работают ее ученицы, и спрос на их работу растет. Кружево Нины уже побывало на выставках во Франции и Германии, и будем надеяться, что признание к мценским кружевницам вернется вновь.
|
|
|