рхеологический музей не так часто встречается как, например, музей краеведческий. Как и всякий специализированный музей, он гораздо более привлекателен для публики, более несет оригинальной информации, которую можно получить только в нем. Но у него и проблемы специфичные, нехарактерные для обычного музея. Но прежде немного истории. Село Костенки Хохольского района Воронежской области известно не только в России. Его знают во всем мире люди, так или иначе соприкасающиеся с проблемами изучения первобытной истории, поскольку на территории этого села в разное время было открыто и исследовано более 26 стоянок первобытного человека каменного века. По времени они традиционно относятся к огромному хронологическому промежутку: от 40 000 до 20 000 лет назад. Сенсационные находки за более чем 120-летнюю историю (первая стоянка в Костенках была открыта в 1879 г.) во многом определили развитие российской (советской) археологии и оказали огромное влияние на постановку общетеоретических вопросов первобытной истории. Несмотря на солидную историю изучения, Костенки сегодня – это айсберг, большая часть которого покоится под водой и ждет своего часа и своего исследователя. В 1979 г. в Костенках произошло культурное событие, выведшее их из рамок узко-научного изучения. В этом году был открыт музей, выстроенный прямо над одной из костенковских стоянок, возрастом около 20 000 лет назад. Под крышей музея было законсервировано древнее жилище, выстроенное из костей мамонта и окруженное пятью ямами-кладовыми для хранения запасов пищи. Идея создания музея принадлежала известному советскому ученому-археологу А.Н.Рогачеву. Построен же музей был на средства воронежских властей, но раскопки и консервация памятника осуществлялись под руководством А.Н.Рогачева и силами экспедиции Ленинградского отделения Института археологии АН СССР. Тогда же была создана временная выставка, которая существует до сих пор, оправдывая известную поговорку, что “нет ничего более постоянного, чем временное”. В 1983 году музей, бывший тогда филиалом Воронежского областного краеведческого музея, открылся для посещения широкой публикой. Надо отметить, что в середине восьмидесятых годов летняя посещаемость музея была очень высокой: дети из пионерских лагерей, многочисленные отдыхающие с воронежских баз отдыха и санаториев, весной и осенью – воронежские школьники, поскольку музей является прекрасной, почти “живой” иллюстрацией к истории первобытного общества. В 1991 г. в бурную эпоху всяческих отделений и обособлений, филиал “Костенки” отделился от Воронежского краеведческого музея и приобрел статус музея-заповедника, включившего в свою территорию не только музей над стоянкой Костенки 11, но и все верхнепалеолитические памятники Костенковско-Боршевского района, а также Боршевское славянское городище. Основными целями музея-заповедника декларировались охрана, изучение и популяризация стоянок верхнего палеолита. Но затем наступило тяжелое для культуры и науки время середины 90-х годов, когда из-за отсутствия финансирования приостановилась всяческая работа, в том числе и проведения археологических работ сотрудниками Ленинградского отделения Института археологии, преобразовавшегося позже в Институт истории материальной культуры. С конца 90-х в Костенках, по-видимому, началась новая эпоха. Вновь возобновились регулярные исследования памятников учеными из Санкт-Петербурга, проводимыми на средства различных грантов. С 2001г проводятся раскопки стоянок Костенки-12 и Костенки-14 на деньги совместного российско-американского проекта. В музее был проведен экстренный ремонт крыши, сейчас в помещении музея идет внутренний ремонт. Несмотря на некоторое оживление в работе, несмотря на появившийся тоненький ручеек бюджетных финансов, у музея очень много проблем, которые необходимо решить. Во-первых, в силу более чем столетней традиции в Костенках к настоящему моменту сложилось своеобразное разделение труда: научные исследования проходят под руководством академических ученых из Санкт-Петербурга, а вопросами сохранности и популяризации (собственно “музейными”) занимается с 1991г. музей-заповедник. Однако при таком разделении остался нерешенным вопрос, где должны быть костенковские коллекции: увозится в Санкт-Петербург исследователями, получающими гранты и открытые листы на научные исследования памятников и, соответственно, имеющими на находки интеллектуальную собственность или же оставаться в Воронеже, поскольку музей-заповедник находится здесь? Этот деликатный вопрос не решен в настоящий момент, поскольку и та, и другая сторона являются законными претендентами. Во-вторых, одной из важнейших задач является создание экспозиции. Если не брать во внимание всегда актуальную проблему финансов в музее, то не менее важным становится вопрос о том, какой должна быть экспозиция археологического музея. Музейщики знают, что заставить “говорить” предмет археологии задача очень непростая. С одной стороны метод научных коллекций, до сих пор используемый в большинстве археологических экспозиций, безнадежно устарел, с другой, чрезмерное увлечение современными концептуальными построениями и “заигрываниями” с публикой, которые подчас игнорируют саму музейную вещь – основу основ всякого музея – просто недопустимо. Необходимо найти ту золотую середину, чтобы экспозиция была доходчива, но научно обоснована, современна, но классична. Решение этих вопросов тем более важно, что Костенки это памятник мирового значения, и каждый новый сезон исследований это доказывает. В ходе последних работ по изучению двух древнейших стоянок Костенок-14 и Костенок-12 были обнаружены сенсационные находки, которые вновь меняют наши взгляды на первобытную историю. В 2000 г. на стоянке Костенки-14 были найдены древнейшие на территории Восточной Европы украшения – пронизки с орнаментом, изготовленные из трубчатых костей птицы и подвески из раковин. Эти находки были найдены в слое вулканического пепла, принесенного на территорию Русской равнины с территории современной Италии около 33-38 000 лет назад. Находка древнейших украшений и остатков поселения прямо в пепле впервые дает возможность связать прекращение существования этого поселения с глобальной катастрофой, происшедшей на территории Европы в ту далекую эпоху. В 2001 г. на той же стоянке был обнаружен целый скелет молодого мамонта, в том числе, всегда плохо сохраняющийся череп животного. Если бы эта находка была сделана в Сибири, то это было бы рядовым явлением. Но это было в Костенках, где археологи на всем протяжении изучения находили только отдельные кости мамонта, принесенные на стоянки людьми еще в древности для их хозяйственных нужд. Найденный мамонт либо увяз в болотистой почве и там погиб, либо провалился в незамеченную им карстовую воронку. В этом же году была найдена голова человеческой статуэтки из бивня мамонта возраста 35-37 тыс. лет назад по радиоуглеродной системе датирования и по палеомагнитным данным – древнее 42 тыс. лет. Это мировая сенсация, поскольку к настоящему времени это древнейшее скульптурное изображение человека в палеолите Европы. Возраст считавшихся до этого древнейшими скульптурных изображений из Гальгенберга и Фогельхерда определялся на уровне около 30-32 тыс. лет. Таким образом, возраст древнейших произведений искусства на территории Европы опускается на 10 000 лет назад! Вообще, в последнее время идет явная тенденция к удревлению нижней границы верхнего палеолита в целом. По результатам, полученным из американской лаборатории в 2002 году возраст самого нижнего культурного слоя Костенок 12 может опуститься до 50 000 лет вместо традиционных 40 000 лет для верхнего палеолита! Мы думаем, что это далеко не все сюрпризы, регулярно преподносимые Костенками всему миру. В этом году ожидается продолжение археологических работ на этих двух знаменитых стоянках, и мы будем ждать новых вестей. Надеюсь, что представленная информация будет полезна всем, так или иначе сталкивающимся в своей практике с вопросами первобытности, особенно для экспозиционеров краеведческих музеев, где есть материалы, посвященные этому древнему этапу истории. Мы с радостью откликнемся на любой Ваш вопрос по этой теме и примем к сведению Ваши замечания. Возможно, у Вас есть, что обсудить с нами. Вы можете писать нам по адресам: kostenki_museum@vmail.ru (официальный адрес музея) или irinak@vmail.ru (мой личный адрес). Ирина Котлярова, Адрес: 396355, Воронежская область, Хохольский р-н, с. Костенки, ул. Солнечная, 2, тел.: (0732) 1-62-99 |
|