Подробности

С. С. Гейченко
Государственном музее-заповеднике А.С.Пушкина «Михайловское» 14 и 15 февраля отмечали 100-летие со дня рождения Семена Степановича Гейченко, Героя Социалистического Труда, дважды лауреата Государственной премии России, легендарного Хранителя пушкинского Лукоморья на Псковщине. 
    28 мая 1945 года старший научный сотрудник Пушкинского Дома С.С.Гейченко был назначен директором Пушкинского Заповедника, который находился тогда в ведении Академии Наук. Его кандидатура на этот пост не была случайной. В довоенные годы Семену Степановичу довелось много работать в дворцах-музеях Петергофа, не только сохранять старое, но создавать там новые экспозиции. Работая в Пушкинском Доме (Институте Русской литературы), он участвовал в создании мемориальных музеев-квартир А.А.Блока и Н.А.Некрасова в Ленинграде, Пенатов И.Е.Репина в Куоккале, дома-музея Ф.М.Достоевского в Старой Руссе. 
     Знакомство с Пушкинским Заповедником состоялось в последние предвоенные годы. В 1945 году его взору предстало разоренное войной пепелище, где предстояло «творить добро повсеместно». Всё, что только можно, было сожжено, разграблено, исковеркано. Пушкинской меморией оставался окрестный пейзаж – больной, израненный, надруганный… 
    Перед С.С.Гейченко стояла задача огромной важности – восстановить Михайловское, родовую усадьбу Пушкиных – с домом-музеем, барскими службами, парком, садом, прудами. Заново вернуть этому уголку живое дыхание поэтического слова, пушкинского стиха. Позже, вспоминая эти трудные послевоенные годы, Семен Степанович признавался, что тогда «мечтал о возрождении красоты!». Он исполнил свою мечту, постепенно, в течение полувека, претворяя её в жизнь. 
    До 150-летия со дня рождения А.С.Пушкина оставалось четыре года. Необходимо было срочно проделать большую по объему и масштабу работу по расчистке и разминированию территории Михайловского и Тригорского, ликвидировать блиндажи, окопы, землянки на усадьбах и в парках. По возможности полностью залечить военные раны и воссоздать дом-музей А.С.Пушкина. Нужно было создать коллектив музея-заповедника, способный заниматься хозяйственной и научной деятельностью. Первой радостью, вселявшей уверенность в реальности поставленной задачи, стало открытие в Михайловском в 1947 году «домика няни». Через два года, в 1949 году, был открыт дом-музей А.С.Пушкина. Параллельно с домом-музеем восстанавливался архитектурный ансамбль Святогорского монастыря, велись работы по благоустройству холма и площадки вокруг некрополя Ганнибалов-Пушкиных. Так в жизни Пушкинского Заповедника сложилась добрая традиция – каждый день рождения поэта встречать новой победой. Вновь на своих местах вставали барские флигеля, зацветали сады, наполнялись водой пруды, в парках на старые гнезда возвращались птицы. 
    Но мир Пушкина и его впечатлений от пребывания в деревне, мир его творчества не ограничивался лишь Михайловским. Были еще и «дом Лариных» в Тригорском, городища Воронич и Савкино. В руинах и запустении лежала усадьба Петровское, которая принадлежала прадеду поэта Абраму Петровичу Ганнибалу. Без всего этого не существовало полного понимания, постижения творческого наследия Пушкина михайловского периода. И то, что казалось ясным и понятным всем, требовало убеждений и доказательств. Приходилось убеждать официальные органы в непреходящей ценности, духовном богатстве и рукотворной красоте, которые содержали в себе старинные дворянские усадьбы, что в них не только процветало «барство дикое», но в них же воспитывали Пушкина, Языкова, Баратынского, Толстого, Блока, чьи имена стали синонимами русской культуры. На помощь себе Семен Степанович всегда призывал общественное мнение, поэтому часто на помощь заповеднику приходили известные писатели, художники, пушкинисты, поэты, архитекторы. 
    В памятные пушкинские дни – день рождения и памяти поэта, 9 (21) августа приезд в ссылку – открывались новые музеи. Так в августе 1962 года состоялось открытие дома-музея друзей поэта Осиповых-Вульф в Тригорском. В 1977 году — дом-музей предков поэта Ганнибалов в Петровском. 2 июня 1979 года в день рождения Пушкина встретила первых посетителей банька в тригорском парке, экспозиция которой рассказывала о совместных поэтических вечерах Пушкина и Языкова, в один из которых было написано стихотворение «Вакхическая песнь». В июне 1986 года состоялось открытие усадьбы мельника и водяной мельницы в д.Бугрово. Каждый из этих музейных объектов имел свою индивидуальную экспозицию, но все вместе они были объединены одной большой темой «Пушкин в Михайловском». Многоплановость пушкинского творчества 1824-1826 годов требовала всей полноты и широты воссоздания пространства, в котором жил и творил поэт. 
    Работая над экспозициями и экскурсиями в музеях и парках заповедника, С.С.Гейченко не уставал повторять о необходимости вдумчивого сотрудничества человека и Природы. Постоянно подчеркивал существование живого начала в пейзаже, дереве, цветах, вещах, которые наполняли музеи. Особое внимание всегда уделялось им ландшафтам и пейзажам Пушкинского Заповедника, их восстановлению и сохранности. После войны практически заново была высажена знаменитая Еловая аллея в михайловском парке, началось лечение старых ганнибаловских лип на аллее Керн. Сколько сил и упорства было отдано на спасение легендарного «дуба - уединенного» и «ели-шатра» в тригорском парке! В Михайловском вокруг большого нижнего пруда высадили около ста ив разной породы, которые по мере своего расцвета вернули этому уголку усадьбы видение самого Пушкина – «пруд под сенью ив густых». Так постепенно, на протяжении пятидесяти лет, Семен Степанович Гейченко вместе с сотрудниками музея-заповедника возвращали всем последующим поколениям советских людей утраченный мир русской усадьбы, овеянной живым звучанием пушкинского стиха. Посетителю предлагалось знакомство не только с вещами, картинами, предметами быта, но и воспетые Пушкиным луга, «нивы полосаты», река Сороть, «холм лесистый», три сосны и «дорога, изрытая дождями». А это уже был внутренний голос самого Пушкина, подкрепленный поэтическими строками. 
    70 – 80 годы ХХ века характеризовались для Пушкинского заповедника необычайно высокой посещаемостью – до 600-700 тысяч человек ежегодно. Популярность Пушкинского Заповедника была очень высока. И здесь большая заслуга С.С.Гейченко. Он был неутомимым пропагандистом духовного содержания музея-заповедника. Судьба всех его книг и альбомов одинакова. Не успев выйти из печати, они вскоре становились библиографической редкостью. Пять изданий выдержала его книга новелл «У Лукоморья». В серии «Отечество» был издан альбом «Пушкиногорье», издательством «Молодая гвардия» - другой альбом «Приют, сияньем муз одетый». Для детей была написана книга «Завет внуку», выпущена грампластинка с рассказами о Пушкине в чтении самого автора. Радио, телевидение, газеты, журналы часто передавали и печатали интервью с Гейченко. Казалось, что не было среди посещавших Пушкинский Заповедник человека, который не знал бы имени Семена Степановича, ставшего живой легендой для многих поколений. В Книгах впечатлений, хранящихся в музее, существуют десятки тысяч добрых, благодарных признаний и пожеланий в адрес михайловского Домового, признаний его личного таланта. Сам он получал тысячи писем от разных людей – знакомых и незнакомых. Они открывали перед ним свои больные души, просили советов, признавались в любви, задавали вопросы о творчестве и биографии А.С.Пушкина. Для каждого находилось время ответить, объяснить, поддержать хотя бы несколькими строчками. Его характеру была категорически чужда такая черта как душевное равнодушие. О чем бы ни говорил Семен Степанович – о творчестве поэта, о белках, живущих на ганнибаловских елях, о людях, о вещах – он не просто вел рассказ. Он заповедовал, наставлял, заклинал, умолял, воспитывал, убеждал, настаивал. Многие из тех, кому посчастливилось встречаться с Гейченко, становились навсегда друзьями Пушкинского Заповедника, его «ревнителями и печальниками», заступниками и доброхотами. «Творить добро» для Семена Степановича было так же естественно, как дышать воздухом. 
    С.С.Гейченко предложил обществу идею проведения у Пушкина в Михайловском Всесоюзного пушкинского праздника поэзии в день рождения поэта. Сама идея выросла из истории святогорских ярмарок-гуляний, в которых принимал участие Пушкин. Традиционно на этой земле день его рождения отмечался при большом стечении народа. С 1967 года и по сей день, в первое воскресенье июня месяца, в Михайловском проходят пушкинские праздники поэзии. 
    Пушкинский заповедник постоянно развивался. С.С.Гейченко серьёзно думал о расширении его границ. Восстановленные усадьбы Михайловское, Тригорское, Петровское, Святогорский монастырь, городища Воронич и Савкино были не полным перечнем, где доводилось побывать А.С.Пушкину в свою михайловскую ссылку. Мечталось присоединить к заповеднику озеро Белогуль с его островом Буяном, имение Ганнибалов Воскресенское, усадьбу Голубово, куда уехала, выйдя замуж, Евпраксия Николаевна Вульф, построить в Пушкинских Горах научно-культурный центр и еще многое другое. Все эти мечты гениального Хранителя стали реальными, но уже для последующих поколений.

Н.Б.Василевич, зав. службой информации Пушкинского Заповедника

Адрес: 181370, Псковская обл., Пушкинские Горы, с. Михайловское
Тел./факс (81146) 2-19-50, 2-25-60
E-mail: director@pushkin.pskov.ru

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД