![]() |
|
![]() На выставке «Весна. Цветы под снегом» посетители смогут увидеть коллекцию северорусских эмалей на меди ХVII—ХVIII веков. Эмалирование — художественный прием обработки металла, являющийся единственным в мировой цивилизации способом, позволяющим придать устойчивую окраску металлическому изделию. Эмаль, или финифть, — это стекло, сплавленное с металлом. Цвет эмалям придают различные окислы металлов. Многочисленны на выставке работы великоуcтюжских мастеров. Великий Устюг — старинный город Русского Севера — некогда был крупнейшим центром производства художественной эмали. Его мастера предпочитали работать с медью — дорогим и достаточно редким тогда металлом. Предмет из меди отливался с рельефным рисунком, образующим узор из перегородок, ячейки между которыми заполнялись эмалевой массой, в дальнейшем изделие подвергалось обжигу, а затем шлифованию. Часто перегородкам еще при литье придавалась форма, напоминающая витые сканные веревочки, их после обжига дополнительно серебрили или золотили. Ассортимент изделий был необычайно широк — это и парадная столовая посуда (стаканы и ковши, чарки и сосуды для дорогих специй, черенки ножей и вилок), и декоративные элементы, дополнявшие украшения праздничного костюма (ажурные серьги и пряжки, пуговицы и кольца), и принадлежности обихода грамотного человека (накладки и застежки переплетов книг, ларцы для свитков бумаг и других документов, чернильницы и футляры для перьев), и пользовавшиеся немалым спросом баночки для помад и красок, шкатулки для украшений. На выставке демонстрируются ценнейшие образцы производства эмалей с накладками из фольги, на которой делались оттиски различных изображений. Накладки золотились или дополнительно украшались прозрачной эмалью. Благодаря престижности великоустюжской эмали сфера ее бытования распространялась на частный и служебный обиход зажиточной части русского общества. Впервые на выставке можно увидеть редкие ныне предметы, украшенные эмалью, — около 20 пар женских серег, металлические ларцы. Всего экспонируется 94 памятника декоративно-прикладного искусства, более половины из них — впервые. Они объединены художественным образом пробуждающейся после зимы природы. Многоцветье редких эмалей Русского Севера способно вызвать восхищение, подобное тому, которое возникает при виде нежных ростков первоцветов — вестников наступающей весны. Руководитель проекта — Тамара Григорьевна Игумнова, заместитель директора ГИМ. Автор концепции проекта — Людмила Ароновна Дементьева, к.и.н, заведующая отделом металла ГИМ. Автор выставки — Ольга Васильевна Молчанова, старший научный сотрудник ГИМ. Выставка продлит свою работу до 8 июня 2003 года. Адрес музея “Тульские самовары”, филиала Объединения «ТОИАЛМ»: 300000, г. Тула, ул. Менделеевская, 8, тел.: (0872) 31-22-92, 31-25-38, 31-23-33. |
|
![]() |