Калуге
художественные выставки
устраиваются ныне часто.
Порой, даже очень часто. Но не
так уж часто оказываются они
по настоящему значительными.
А потому стоит особого
отметить: посмертная
выставка работ Петра
Петровича Козьмина,
развернутая во флигеле
Калужского областного
художественного музея, - из
ряда вон. Она – совершение
особая. Она, действительно,
вне ряда нынешних калужских
выставок, хороших и разных.
Три десятка лет
прожил Петр Петрович в
Клайпеде. Почти четверть века
– в Калуге. Более трех лет
прошло со дня его смерти. За
все это время было устроено
шесть выставок работ
Козьмина. И ни одна из них не
была столь емкой и
представительной, как
нынешняя. Трудно даже
представить такое, но в двух
небольших музейных залах
разместилось более 350
художественных произведений.
И каких! – всегда неожиданных,
изобретательно задуманных,
блестяще исполненных.
Есть здесь
крупноформатные работы –
правда, их совсем немного.
Есть вещи небольшие и совсем
маленькие: "подарочные"
гласограммы, зарисовки,
живописные этюды и эскизы. А
еще – рабочие тетради,
фотографии… И, тем не менее -
никакого разнобоя, никакой
пестроты. Экспозиция светла и
целостна.
И заслуга в этом
не только экспозиционеров,
поработавших толково и умно.
Тут, полагаю, и сам Петр
Петрович постарался: такие уж
у него работы – как их ни
повесь, как ни положи, как ни
поставь, они прекрасно
уживаются и друг с другом, и
со всем окружающим
пространством. Они
музыкальны. Они гармоничны.
Когда оказываешься в их кругу,
возникает ощущение, что весь
выставочный зал наполнен
тонким непрерывающимся
звоном.
Кстати сказать,
словосочетание "звучание
красок" Петр Петрович
понимал почти буквально.
Цветовые тона раскладывались
им на своего рода "ноты":
полноценные, максимально
звонкие колера. Всякого же
рода живописных "шумов"
художник избегал. Потому-то,
даже обойдя всю экспозицию,
внимательнейше осмотрев все
экспонаты, не обнаружишь ни
единого пятна мутной, грязной
краски. А цветовые "созвучия"
точно просчитаны, но вместе с
тем эмоциональны.
Для Козьмина
искусство было
наиестественнейшей формой
существования. Он
старательно избегал бытовой
суеты. И столь же старательно
отстранялся от "широкой
публики". Во всяком случае
никогда перед нею
не заискивал. Он создавал
искусство, независимое от
зрителя. А потому исполненное
пушкинской и блоковской "тайной
свободы", без которой
всякое художество мертво, а
красота оборачивается
красивостью.
Петр Петрович не
боялся делать вещи абсолютно
художественные и, казалось бы,
мало кому нужные. Это могло
казаться блажью – отношение
к нему со стороны почтенных и
в жизни крепко укоренившихся
людей было зачастую, в лучшем
случае, снисходительным. Но
теперь, когда его нет с нами,
становится постепенно все
более очевидным, что был он
художником не только
настоящим, но и по-настоящему
большим.
Как известно,
создания искусства
неотделимы от их создателей.
Подленькое, кичевое
искусство делается подлецами.
Хорошее искусство создается
хорошими людьми. Так вот
Козьмин был человек
наипрекрасный - светлый,
славный, бескорыстный. Только
сейчас стало многим из нас
понятно, какое это было
счастье – встречаться,
беседовать, дружить с ним. В
старые времена людей такого
склада называли "светочами".
Жаль только, что они –
великая редкость.
(Владимир
Обухов, искусствовед.)
Адрес
музея: г. Калуга, ул. Ленина,
104, тел. (0842) 56 28 30. |