Подробности

Калуге художественные выставки устраиваются ныне часто. Порой, даже очень часто. Но не так уж часто оказываются они по настоящему значительными. А потому стоит особого отметить: посмертная выставка работ Петра Петровича Козьмина, развернутая во флигеле Калужского областного художественного музея, - из ряда вон. Она – совершение особая. Она, действительно, вне ряда нынешних калужских выставок, хороших и разных.
    Три десятка лет прожил Петр Петрович в Клайпеде. Почти четверть века – в Калуге. Более трех лет прошло со дня его смерти. За все это время было устроено шесть выставок работ Козьмина. И ни одна из них не была столь емкой и представительной, как нынешняя. Трудно даже представить такое, но в двух небольших музейных залах разместилось более 350 художественных произведений. И каких! – всегда неожиданных, изобретательно задуманных, блестяще исполненных.
    Есть здесь крупноформатные работы – правда, их совсем немного. Есть вещи небольшие и совсем маленькие: "подарочные" гласограммы, зарисовки, живописные этюды и эскизы. А еще – рабочие тетради, фотографии… И, тем не менее - никакого разнобоя, никакой пестроты. Экспозиция светла и целостна.
     И заслуга в этом не только экспозиционеров, поработавших толково и умно. Тут, полагаю, и сам Петр Петрович постарался: такие уж у него работы – как их ни повесь, как ни положи, как ни поставь, они прекрасно уживаются и друг с другом, и со всем окружающим пространством. Они музыкальны. Они гармоничны. Когда оказываешься в их кругу, возникает ощущение, что весь выставочный зал наполнен тонким непрерывающимся звоном.
     Кстати сказать, словосочетание "звучание красок" Петр Петрович понимал почти буквально. Цветовые тона раскладывались им на своего рода "ноты": полноценные, максимально звонкие колера. Всякого же рода живописных "шумов" художник избегал. Потому-то, даже обойдя всю экспозицию, внимательнейше осмотрев все экспонаты, не обнаружишь ни единого пятна мутной, грязной краски. А цветовые "созвучия" точно просчитаны, но вместе с тем эмоциональны.
    Для Козьмина искусство было наиестественнейшей формой существования. Он старательно избегал бытовой суеты. И столь же старательно отстранялся от "широкой публики". Во всяком случае никогда перед нею не заискивал. Он создавал искусство, независимое от зрителя. А потому исполненное пушкинской и блоковской "тайной свободы", без которой всякое художество мертво, а красота оборачивается красивостью.
    Петр Петрович не боялся делать вещи абсолютно художественные и, казалось бы, мало кому нужные. Это могло казаться блажью – отношение к нему со стороны почтенных и в жизни крепко укоренившихся людей было зачастую, в лучшем случае, снисходительным. Но теперь, когда его нет с нами, становится постепенно все более очевидным, что был он художником не только настоящим, но и по-настоящему большим.
    Как известно, создания искусства неотделимы от их создателей. Подленькое, кичевое искусство делается подлецами. Хорошее искусство создается хорошими людьми. Так вот Козьмин был человек наипрекрасный - светлый, славный, бескорыстный. Только сейчас стало многим из нас понятно, какое это было счастье – встречаться, беседовать, дружить с ним. В старые времена людей такого склада называли "светочами". Жаль только, что они – великая редкость.

(Владимир Обухов, искусствовед.)

 Адрес музея: г. Калуга, ул. Ленина, 104, тел. (0842) 56 28 30.

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД