Подробности

М. К. Соколов. Автопортрет
М. К. Соколов. Автопортрет

 «…я хочу вечности! Смешно. Не правда ли? Уж такой я жадный сейчас до жизни, до всего живого... Как мне хочется поделиться с Вами этой жаждой жизни, чтобы Вы поняли все очарование жизни, ее непререкаемое, – что никакие катаклизмы не могут изменить ее течения – они рябь на воде – небольшого пространства на луже от прошедшего дождя, а жизнь – полнокровный океан, безмерный, вечный, таящий в себе чудеса (чудо, которое не снилось, и мудрецам и небу, прав мой бедный Гамлет)».
М. К. Соколов (Из письма Н.В. Розановой, 1947) 

«Соколов был романтик в жизни и в искусстве. Искусство было его кумиром, а он его жрецом… Искусству он служил, как средневековый паладин своей даме сердца. На щите Соколова было написано старинное изречение всех рыцарей искусства: «Жизнь коротка, искусство вечно»…В искусстве он воплотил свою мечту о красоте. Он был апостолом прекрасного. Оно было его эстетическим кредо».
Н. М. Тарабукин (из «Материалов для биографии Михаила Соколова» 1948)

   
Ярославском художественном музее открыта выставка Михаила
Ксенофонтовича Соколова — «Живопись и графика из частных собраний Москвы и Петербурга и коллекции ЯХМ»
. Эта выставка организована музеем
совместно с Государственным выставочным залом "Ковчег". В следу     ющем году большие вернисажи М. К. Соколова, посвященные 120-летию со дня рождения Маэстро, пройдут в Третьяковской галерее и в нашем музее.
     М.К. Соколов – самая яркая личность, которую дал Ярославль отечественному изобразительному искусству 1910-1940 гг. Его имя не встретишь в списках художественных объединений первой половины XX века: не примыкал, не участвовал - хотя и равнодушным к борьбе идеологических фронтов не оставался. В истории искусства сохранился как отдельная художественная «единица», и притом весьма значительная: Соколов широко известен в кругах знатоков и коллекционеров.
     Его творческий путь поначалу складывался из обычных для того времени составляющих: импрессионизм, кубизм, футуризм. В 1910-х участвовал на выставках в родном Ярославле, в 1917-м показывал работы на выставке «Мира искусства» в Петрограде. Преподавание в духе авангардных течений в Ярославле, затем в Твери наталкивалось на провинциальное неприятие новых художественных форм. Поэтому в 1923-м Соколов оказался в Москве, преподавателем мастерской ИЗО Пролеткульта. «Мы были крайние левые — «футурили», делали «живописные рельефы» и прочая по положению того времени. Все это было превеликой глупостью, но все же как это было хорошо! Сколько было веры в «истину всяких измов», - писал позднее художник.
Соколов работал циклами: «Святой Себастьян», «Страсти», «Прекрасные дамы», «Странствующие комедианты», «Цирк», «Французская революция», «Музыканты, «Всадники»... К ним он обращался на протяжении многих лет; даже в лагере, куда попал в 1938 году, продолжал на крохотных кусочках бумаги выводить женские образы, скачущих лошадей, циркачей и различные портреты.
      Выставка, совместно организованная Ярославским Художественным музеем с Государственным выставочным залом «Ковчег», выделяется из целого ряда небольших персональных выставок мастера, которые прошли в последнее десятилетие и в Москве, и в Петербурге, во многих городах России и за рубежом. На ней представлены произведения из частных собраний Москвы, Петербурга и коллекции Ярославского музея. Многие из них редко появлялись на выставках, а некоторые демонстрируются впервые. 
      Так наследие Соколова насчитывает не одну тысячу графических и живописных работ, однако, еще при жизни он многое из созданного считал утраченным. «У меня до 1923 года все, что мною создано – мною же уничтожено, ... если что сохранилось, у кого-нибудь из подаренных мною». Удивительно, но именно этот период представлен на выставке немалым числом неизвестных ранее графических работ. Это зарисовки петербургского периода (1914-1917), натюрморты и композиции со слегка кубизированной формой, изящные рисунки пером и угольным карандашом, лаконичные портреты конкретных и воображаемых персонажей. Художник был щедр на подарки своим друзьям и время сохранило эти дары.
     Выставка открыта до 9 марта 2004 года.
     Куратор – искусствовед, старший научный сотрудник ЯХМ Нина Павловна Голенкевич (т. 72-82-57).

Марина Полывяная, специалист по связям с общественностью и СМИ
Ярославского
художественного музея 
тел. (0852)303-504, E-mail: mnemo@rambler.ru

ГУК “Ярославский художественный музей”
150000, г. Ярославль, Волжская набережная, 23
Тел./ факс (0852) 30-48-31
Тел. (0852) 32-81-85, 30-35-04, 32-81-90
E-mail: artmuseum@adm.yar.ru

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД