Подробности

итературную и культурно-образовательную жизнь Пензы невозможно представить без Литературного музея, распахнувшего двери в летний июльский день 1989 года в самом центре города на углу улиц Кирова
и К. Маркса. Здание восемнадцатого века, в залах которого развернулась экспозиция «Пензенская земля – русской литературе», создатели музея (а среди них – великий Георг – Г. В. Мясников, сотрудники Объединения государственных литературно-мемориальных музеев) облюбовали давно, выбрав самый литературный дом, в мемориальном пространстве которого ощущаются сюжеты и события. По ступеням старинного резного крыльца бывшей мужской гимназии взбегали в 1820-х годах гимназисты, ставшие славой и гордостью Отечества: будущий великий филолог Федор Буслаев, чьим трудам в области языкознания до сего времени завидуют западноевропейские ученые; искренний и прямодушный Виссарион Белинский, создавший русскую театральную и литературную критику. Выразительно пространство больших залов, которые помнят шаги бывшего директора гимназии, благородного наставника юношества И. И. Лажечникова, автора исторического романа «Ледяной дом», присутствие пензенского губернатора М. М. Сперанского, великого русского поэта В. А. Жуковского, сопровождавшего в путешествии по России 19-летнего наследника престола, будущего императора Александра II.
    В Литературном музее возникает ощущение чуда и восторга: посетители поражены обилием писателей, чьи судьбы связаны с Пензенским краем. А главное: музей счастливо срифмован с бытием человека, с ним самим, как Событием, Явлением.
Здесь хранятся и экспонируются книжные сокровища трех столетий, «сочинения, могущие возвысить душу и украсить сердце добродетелями». Помните, в «Пиковой Даме» А. С. Пушкина диалог между старой графиней и Томским?
     «- Paul! – закричала графиня…- Пришли мне какой-нибудь новый роман, только, пожалуйста, не из нынешних.
- Как это, грандмаман?
- То есть такой роман, где бы герой не давил ни отца, ни матери и где бы не было утопленных тел…
- Таких романов нынче нет. Не хотите ли разве русских?
- А разве есть русские романы?»
    Смею вас уверить: есть. С благородными героями и помыслами, забытыми словами: честь, совесть, долг, сын Отечества, согласие, прелесть, сударыня, вытесненных «релевантностью», «хронотопом», «консенсусом». Есть услада для сердца и души, есть изящная словесность. Ценнейшую часть музейной коллекции составляют прижизненные издания великих русских писателей и поэтов, книги с автографами. Эти экспонаты – следы ушедших поколений с их мыслями, страстями, радостями, страданиями и голосами, которые еще слышны — их доносят автографы. «Вячеславу Карпинскому в память о горячей юности, о которой только в снах снится…» - так неравнодушно, а равнодушным он быть не умел, подписал книгу нашему земляку
А. М. Ремизов – потерянный бриллиант русской литературы.
     Книги, сборники, альманахи, журналы интересны не только своим содержанием, но и оформлением, ибо являются произведениями книжного искусства, обладая свойством важнейших черт культуры своего времени. А то и просто – это редчайшие осколки тиража, подчас единственный сохранившийся экземпляр, как созданные по «пензенским впечатлениям и памятям» лесковские «Мелочи архиерейской жизни», уничтоженные в свое время цензурой, или тонюсенькая книжечка автора, скрывшегося под инициалами «А. Г.» (Александр Гриневский – будущий Грин), «Заслуга рядового Пантелеева» со штампом жандармской канцелярии, конфискованная при аресте писателя и уцелевшая благодаря этой трагической нелепости и донесшая до нас историю, произошедшую в Пензенской губернии, где служил рядовым Оровайского батальона будущий создатель «Алых парусов».
     За каждым любовно найденным, атрибутированным, научно обоснованным музейным предметом – пензенская страница российской словесности. Музейные экспонаты умеют останавливать бешеные темпы современной жизни, отучать от скоротечности и рассказывать историю человеческой жизни и творческого вдохновения И. А. Крылова, Г. Р. Державина, Ф. Ф. Вигеля, И. М. Долгорукого,
М. Н. Загоскина, П. А. Вяземского, Д. В. Давыдова, Н. П. Огарева,
М. Е. Салтыкова-Щедрина и др.
    Музейные вещи обладают не только исторической, художественной ценностью, но каждая обладает еще и личностной или лиричной ценностью и связывает нас с целостной системой культуры. Может быть, изящные диваны ничего не добавляют к экспозиции Литературного музея, скажете вы, но один из них принадлежал выдающемуся писателю, журналисту, историку М. П. Погодину. Посвящать оды диванам не чурался сам Н. М. Карамзин:

Простите, скромные диваны!
Свидетели нескромных сцен!
Простите хитрости, обманы,
Беда мужей, забава жен!


    А старичок-секретер, притаившийся в уголке музейного зала, знал иные времена, когда не мобильник, а переписка была стержнем всех отношений: любовные страсти, дружеские послания, родительские наставления – все доверялось бумаге, и шкаф-секретер с хитроумной системой запоров, хранил ее секреты.
     А наши знаменитые на всю Пензу книжные шкафы первой половины XIX века такие же, как закупил И. Лажечников для гимназии, но только из кабинета не менее известного философа-славянофила, публициста Ю. Ф. Самарина. За красоту пропорций, солидность их очень любят тележурналисты, сделав старинные шкафы постоянными действующими лицами (они же живы – обладают памятью и голосом) в телепередачах, посвященных культуре. Такие экспонаты дают ощущение полноты жизни, подлинности ушедшего мира, вечности, живущей под кровлей нашего литературного дома.
     Призвание музейщика – быть с вещами, ставшими музейными экспонатами, разделять их безмолвие, беззлобие, бескорыстие, внешнее бесстрастие, услышать голос, заключенный в них. Знаете ли вы, что рядом с вещами следует вести себя, как у постели спящего ребенка – молчать и слушать. Ведь каждая вещь – напоминание о каком-то забытом блаженстве, как прелестно-изысканная ваза-сухарница из дома писателя и историка Н. М. Карамзина с надписью в медальоне «Е. К. 1832 г.» (Екатерина Карамзина). Учитесь слушать вещи у поэтов:

-Как вещь живет без вас? Скучает ли? Нисколько.
Среди иных людей, во времени ином
Я видел, что она как пушкинская Ольга
Не помнит никого, родной забыла дом.

Иначе было б жаль ее невыносимо…
На ножках четырех подогнутых, с брюшком
серебряным… Она и здесь ценима,
Не помнит ничего. Не помнит ни о ком.

И украшает стол. И если разговоры
Не те, что были там – попроще, победней,
Все также вензеля сверкают и узоры,
И вроде ангелок припаян сбоку к ней.

Я все-таки ее взял в руки на мгновенье:
Тяжелая, как сон. Вернул и взгляд отвел.
А что бы ты хотел? Чтоб выдала волненье?
Расплакалась? Иль крошки просыпала на стол?

     Экспозиционным рефреном в нашем музее служат часы, как образ времени. Время – пожиратель всего сущего, и мы чтим любую старину, любую малость, продравшуюся к нам сквозь могущественное неумолимое время. Музей вступает в спор c Хроносом. Поэты правы: когда Время сталкивается с Памятью, оно осознает свое бесправие. Но часы – это и образ вечности, и след во времени, и час, и миг в истории, жизни человеческой: медленное передвижение всемирно-исторической стрелки на циферблате истории человечества. Прекрасный экземпляр работы пензенского мастера XIX века Серебрякова, подаренный сослуживцами Салтыкову-Щедрину, ныне представляются символом совпадения эпох – его и нашей: 100 лет прошло, а мы все те же – и это печальнее всего. Замечательный образец эпохи и одновременно образ, через который прочерчивается линия личной судьбы – часы-подсолнух: как подсолнух поворачивается к Солнцу, так непревзойденный мемуарист Ф. Вигель в своей 70-летней жизни внимателен к каждому лицу и событию.
     И все же самым необыкновенным в экспозиции нашего музея является Окно, вернее то, что видно в раме окна: старая улица Троицкая; смиренный Троицкий женский монастырь; бывший воеводский дом, где грелся у камина стихотворец и мемуарист, основатель пензенского театра И. М. Долгорукий; бывший Дворянский клуб, где в вихрях вальса на балах танцевали Е. Баратынский, П. Вяземский, Д. Давыдов. Они любили наш город, восхищаясь пензенскими красавицами: «Пенза сад красавиц»
(В. Инсарский); восторгаясь улицей Московской: «Какое великолепие!» (М. Загоскин); вспоминая благодарно в письмах, стихах, прозе «непровинциальную провинцию»:
«Я люблю этот город за все…» (Н. Огарев), «Пенза – моя вдохновительница»
(Д. Давыдов).
     Чем музей живет сегодня? Он не просто благоговейно хранит тишину и атмосферу ушедших столетий, а стремится быть востребованным и способствовать формированию единого культурно-образовательного пространства: работает литературный лекторий, музейный кинозал с видеотекой по произведениям русской классики; уютная литературная гостиная на 70 мест притягательна для проведения презентаций, творческих встреч, семинаров; выставочный зал, оборудованный сигнализацией, полюбился взыскательным художникам, мастерам декоративно-прикладного искусства, коллекционерам.
     Сотрудники музея разработали новый просветительский цикл «Слава и гордость Отечества», состоящий из музейно-педагогических занятий и литературно-игровых программ: «От истоков до лаврового венка», «В гостях у А. Куприна», «В гостях у Крылова», «Стойкий оловянный солдатик». С неизменным успехом проходят детские музейные праздники из цикла «Восстановление утраченных традиций»: «Фольклор Пензенского края», «Рождественские посиделки», «В гостях у Варвары Николаевны», «Именины с литературными героями». В музей приезжают новобрачные на специальную поздравительную программу «Гранатовый браслет».
     Музей стал инициатором проведения первых Буслаевских и Купринских конференций, Загоскинских и Малышкнских чтений, творческого Купринского конкурса «Гранатовый браслет», участником региональных проектов в культурном туризме, выиграв два гранта Сороса за разработку экскурсионных маршрутов «По старой Ногайской дороге» и «Анненковы: Реалии любви». Мы сотрудничаем и проводим совместные творческие акции с Союзами писателей, художников, музыкальных деятелей и другими творческими организациями.
     В настоящее время музей работает над адресным проектом «Полюби эту землю, как свою», который предполагает приобщение к культурному наследию Пензенского края категории населения, выбравшую Пензенскую область для постоянного места жительства: им здесь жить, растить детей.
     Музейные проекты содействуют преодолению разобщенности в обществе, создавая климат взаимного уважения и доверия, заинтересованного отношения к другому – будь то эпоха, культура, образ жизни. Согласитесь, музей – институт, служащий интересам общества: воспитывает культуру памяти нации. Когда говорят: музей – это память, я утверждаю: музей – это культура памяти народа.
     Сколько оригинальных идей, глубоких мыслей возникает в провинциальном музее, чему подчас удивляются и завидуют столичные гости. А дело в людях. Успех музея зависит от нравственных установок музейщика, его интеллекта, интеллигентности, профессионализма, такта, эстетического чутья, интуиции. Музейное искусство – специфическое, требующее исследовательских способностей и художественного таланта, безупречного вкуса и чувства меры. Это искусство призовет и потребует вашей жизни в нем (в музее), им (музеем), год за годом. Опытный музейный специалист – тоже бесценное национальное достояние. Цари – так кто-то назвал музейщиков, живущих среди шедевров, документов, раритетов, хотя мы иногда бессильны перед прозой жизни. Но вот что удивительно: каким бы самоуверенно-циничным современный сноб не переступил порог музея, он обязательно пасует перед хрупкой женщиной-экскурсоводом.
     Есть посетители, которые ходят на определенного сотрудника: им нравятся доверительные беседы Татьяны Павловны, вдохновенный интеллект главного хранителя Ларисы Викторовны, романтическая одухотворенность Татьяны Викторовны.
     Музейщики совмещают в себе таланты научного сотрудника, сценариста, актера, режиссера, дизайнера, конферансье, педагога. Смотритель и кассир, экскурсовод и фондовый работник, уникальный музейный художник-реставратор и директор – все мы служители Музея. Наша миссия – служить родному краю, сохраняя культурное наследие. А наш Литературный музей – одно из редких мест, хранящих дух и обаяние российской культуры и литературы. Согласитесь, что ему очень трудно быть изюминкой в ящике с изюмом.

Татьяна Александровна Кайманова, заведующая отделом культурно-просветительной работы Объединения государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области

Объединение государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области
Литературный музей
440010, г. Пенза, ул. Кирова, 2
Факс 56-10-15
Тел.: (8412) 56-10-10, 56-19-27, 56-13-12
E-mail: muslit@stup.ac.ru

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД