Подробности
Выставка О. А. Кузьминовой "Птицы, люди, ангелы"

Выставка О. А. Кузьминовой "Птицы, люди, ангелы"

Калужском областном художественном музее продолжает свою работу выставка "Птицы, люди, ангелы", в экспозиции которой представлены живописные и графические произведения калужской художницы члена Союза художников России Ольги Кузьминовой. О.А. Кузьминова в 1989 году закончила Московский полиграфический институт. Школа, пройденная у известных художников М. Митурича и Л. Токмакова помогла ей стать высокопрофессиональным живописцем и виртуозным графиком. С 1990-х годов она – активный участник городских, областных, зональных, республиканских выставок. В 1998 году – лауреат премии галереи "Образ", в 2000 году – лауреат премии им. Афанасия Куликова. В 2002 году в г. Зуль (Германия) состоялась персональная выставка ее работ. 
    Название выставки "Птицы, люди, ангелы", предложенное самой художницей, определенно отражает ее художественные пристрастия и творческие ориентиры. При этом именно среда, конкретная жизнь, а не чисто умозрительные построения являются основой изобразительной структуры произведений художницы. Но быт последовательно и "фантазийно" переходит в творчестве О. Кузьминовой в бытие, а реальные образы – в жизненные и сущностные архетипы. Безусловно, в основе творческого процесса лежит мироощущение художницы, которой мир представляется цельным, нерасчлененным, синкретичным, а человек существует в гармонии с природой, растительным и животным миром. Отсюда, возможно, особое пристрастие художницы к циклам монотипий, акварелей, живописных произведений ("Барышни", "Ангелы", "Провинция", "Окно", "Ночь", "Полеты во сне и наяву", "Вариации на цветочную тему", «Балаганчик»). 
    Находясь в поле притяжения искусства и личности Ольги Кузьминовой, испытываешь ощущение постоянного творческого поиска. Картины Ольги Кузьминовой, выполненные в технике масляной живописи, чаще всего, являют собой некую диффузию традиционных живописных жанров, при этом пейзаж обыкновенно узнаваем. Природа словно растворяется в глубоком и отвлеченном созерцании, из которого рождается пейзажная живопись художницы. В лиризме пейзажей Ольги Кузьминовой исчезает все временное и местное, и поэзия жизненного уклада сменяется чистейшей и тончайшей поэзией душевной жизни. Это профессиональные образцы созданного художницей вида пейзажа – декоративного пленэра, где одной из ведущих является проблема цвета. 
    Своеобразная пульсация творческой силы очевидна в искусстве Кузьминовой. Она образует собственный центр художественного притяжения в сериях "Ангелы", "Барышни" и др. Автор нимало не настаивает на единичной самодостаточности каждого из подобных образов. Напротив, ее, фантазия беспрерывно рождает видение за видением, словно связывая их всех в бесконечную цепь переживаний в стремлении к прекрасному. Стремление к прекрасному – лейтмотив творчества Кузьминовой. Отдельные работы получают значение именно по их отношению к общей идее красоты, которая мыслится настолько многоликой, живой и неисчерпаемой, что действительно не может выразиться в единичном произведении. 
    Поиски гармонии бытия естественно приводят художницу к работе над серией картин "Ангелы". В их "многоликости" наиболее явственно проступает желание художницы проникнуть в тайны мироздания, осмыслить сущностные слои нравственной жизни человека, постичь первопричины нашего земного бытия, раскрывающиеся в борьбе темных и светлых сил. Многосложная образная система этих полотен перерастает рамки станковой картины и последовательно апеллирует к национальным формам фресковой живописи, вызывает ассоциации с древнерусской живописью. И в этом смысле искусство Ольги Кузьминовой традиционно, оно как бы вступает в диалог с иконописью, который выливается в своеобразную импровизацию, исполненную на языке метафоры. 
    Радость открытия определяет интонационный строй многих произведений художницы: это и поэтическое мерцание ее натюрмортов-монотипий "Вариации на цветочную тему", и живая энергетика ее романтических акварелей "Полеты во сне и наяву", и театральная виртуальность живописной серии "Балаганчик".
Постепенно и последовательно погружаясь в живописную феерию картин, вглядываясь в фактурные переходы мазков, ритмический бег лаконичного рисунка, разнообразное цветовое решение, мы пытаемся проникнуть в тот мир, который называется творческой лабораторией художника. Мир творчества Ольги Кузьминовой достаточно многопланов. Обыкновенно это художественные интерпретации, где ощущается сплав астрального восприятия художественной идеи с чувственно-пластическим ощущением каждого отдельного предметного изображения.  И в этом смысле представляется далеко не случайным обращение художницы к монотипии – технике импровизационной, непредсказуемой, создающей неожиданные живописные эффекты. Своеобразное сочетание рациональных и эмоциональных качеств в произведениях художницы осуществляется всегда на уровне формы, техники и вызывает то драматическое душевное напряжение, то светлое чувство покоя и гармонии. Отдав должное различным графическим техникам, укорененным в традиционной изобразительной культуре, она уверенно выходит на уровень собственных формальных экспериментов.
    Смелость эксперимента, разнообразие технических приемов, концептуальное остроумие, культ высокой духовности и нравственности – слагаемые творчества Ольги Кузьминовой. Произведения художницы вызывают разнообразные жизненные и художественные ассоциации, что делает ее искусство чрезвычайно контактным, интересным и художнику, и искусствоведу, и простому зрителю. Жизнь любого произведения искусства начинается встречей со зрителем. Картины Ольги Кузьминовой встретились со своим зрителем, и посетители выставки оказались достойными глубокой духовности и высокого профессионализма творчества художницы. Об этом, в частности, свидетельствуют записи в книге отзывов. Вот некоторые из них: «Столько душевного тепла и нежности исходит от Ваших картин», «Душа и любовь – это то, что есть в Ваших работах», «Мы понимаем, что Вы с нами искренни в своем творчестве», «Ваши картины заставляют нас задуматься о том, что Ангел постоянно с нами», «Спасибо за чистоту души, доброту к людям и надежду, что всех нас хранят наши Ангелы». Будем надеяться, что это действительно так. А сейчас в выставочном зале Калужского областного художественного музея «Ангел с цветами» встречает и провожает посетителей выставки…

Светлана Личенко, искусствовед,
зав. научно-экспозиционным отделом музея

Калужский государственный объединенный краеведческий музей
248600, г. Калуга, ул. Пушкина, 14, усадьба Золотарева
Тел./ факс (0842) 72-16-18, 72-16-19, 72-16-32, 74-40-07, 74-20-12, 74-40-07
E-mail: kmusey@kaluga.ru

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД