ажнейшим событием в жизни Ярославского Художественного музея стало то, что он получил
в дар одну из лучших работ Антона Николаевича Чиркова (1902-1946) – картину под названием
«1917 год». Это грандиозное полотно музею преподнесла в дар внучка художника Елена Дмитриевна Чиркова.
Знаменательно, что в юбилейный год, когда Ярославскому Художественному исполняется 85 лет со дня основания, собрание музея обогатилось самой большой и наиболее ранней из числа главных работ Антона Чиркова.
А.Н. Чирков – один из многих художников советского времени, принадлежащих к кругу «забытых», возвращённых в художественную культуру нашего времени. Уроженец Пензенской губернии, А.Н. Чирков становится верным учеником «бубнововалетцев» – А.А. Осмеркина, И.И. Машкова и П.П. Кончаловского и оканчивает с отличием ВХУТЕМАС. Опираясь на опыт крупнейших мастеров XIX века, Антон Чирков стал хранителем и продолжателем традиций московской живописной школы. Он принимал участие в выставках обществ «Бытие», «Крыло», АХР. За свою жизнь художник не продал ни одной своей работы, зарабатывая, главным образом, преподаванием: среди его учеников известные мастера московского нон-конформизма Дмитрий Краснопевцев, Юрий Васильев, Борис Свешников, Ярослав Манухин.
Монументальное полотно «1917 год», кроме нон-конформистской концепции автора и новаторской живописи (выполнено в технике импрессионизма), замечательно своей историей. При жизни художника картина экспонировалась всего один раз – в 1937 г. во Дворце Культуры «Серп и молот» и была снята в первый же день её показа. Сюжет первого монументального полотна "1917 год", посвященного теме народного бунта, был основан на увиденной 15-летним Антоном сцене разграбления винокуренного завода в 1917 году в Пензе местными рабочими и жителями города. Дальнейшее экспонирование этой работы могло отрицательно сказаться на жизни художника и его семьи, поэтому она была свёрнута в рулон и пролежала в таком виде до 2001 года. И лишь в ходе подготовки выставки в Государственной Третьяковской галерее к 100-летию со дня рождения А.Н. Чиркова было решено её реставрировать и показывать публике.
Бережно сохранённое потомками творческое наследие мастера (а это не только масляная живопись, но и произведения графики и скульптуры) в последнее десятилетие не раз было представлено на персональных выставках в московских и провинциальных залах. Интересна судьба других полотен А.Н. Чиркова. Известно, что из четырёх главных работ («1917год», «Вокзал», «Иордань», «На паперти») художника были отреставрированы лишь три (в том числе картина "1917 год"), которые тоже были переданы в дар российским музеям: "Вокзал"(1932-1939) – Государственному Русскому музею, "Иордань"(1943) – Государственной Третьяковской галерее.
Ярославский Художественный музей выражает
благодарность семье художника и лично – Елене Дмитриевне Чирковой, по инициативе которой произошло столь знаменательное для музея событие. Картина «1917 год» несомненно станет гордостью обширного собрания музея.
Куратор выставки – заместитель директора по научной работе Любовь Леонидовна Юрова
Марина Полывяная, специалист по связям с общественностью ЯХМ
Тел. 303-504
ГУК “Ярославский художественный музей”
150000, г. Ярославль, Волжская набережная, 23
Тел./ факс (0852) 30-48-31
Тел. (0852) 32-81-85, 30-35-04, 32-81-90
E-mail: artmuseum@adm.yar.ru
|