В Государственном музее-заповеднике А.С.Пушкина «Михайловское» 20 октября открылась выставка
Бориса Михайловича Козмина «С Пушкиным через моря и страны».
Она приурочена к 30-летию его хранительской работы. Борис Михайлович Козмин — известный на Псковщине деятель культуры, чья творческая жизнь началась в Сибири и развилась в знаменитом Пушкинском Михайловском. Самобытность мироощущения сделали его творчество заметным явлением в живописи, в литературе, в музейном деле. Со студенческой поры он верно следовал по раз и навсегда выбранному пути. Попав в начале 60-х годов в Святые Пушкинские Горы, он стал признанным певцом Пушкиногорья. Как в пейзажах, в сюжетных композициях и портретах, так и в литературных образах раскрывается многогранность дарования художника-живописца, художника-литератора. |
|
Б. М. Козмин "Среди владений дедовских" |
Б. М. Козмин "Ла Валетта. Мальта" |
Он рано научился видеть величайший смысл в простых человеческих радостях. С годами его образный мир претерпел внутреннюю эволюцию, но жизнеутверждающий характер его таланта остается всегда неизменным. Родился Борис Михайлович в 1937 году в сибирском поселке Ирша, что в 160-ти километрах от города Красноярска, к востоку по транссибирской железной дороге. Ему выпало более счастливое время, чем его отцу Михаилу Владимировичу, который, имея дарование к живописи, не имел возможности в 20-30-е годы его реализовать. Поэтому, заметив наклонности к рисованию у сына, сделал все для того, чтобы он стал художником. |
|
Б. М. Козмин "Греция. Хорта" |
Отец отвез Бориса Михайловича (еще совсем мальчишку) с целым ворохом детских рисунков в Суриковскую художественную школу в Красноярск. Год обучения в школе при мемориальном музее Василия Ивановича Сурикова дали Б.Козмину очень много в духовном развитии. И уже через два года он - студент Иркутского художественного училища. После демобилизации из рядов Армии Борис Михайлович возвратился в родной город Бородино, в котором организовал школу-студию изобразительного искусства. |
За годы работы в изостудии (13 лет) выпустил ряд способных учеников, продолживших свое обучение в том же иркутском училище, которое закончил он сам. Благодатным поворотом в его творческой судьбе явилось посещение Пушкиногорья в 1963 году, где сердце свое он оставил навсегда. Здесь он познакомился с Семеном Степановичем Гейченко, тогдашним легендарным хранителем пушкинской святыни, и в течение десяти последующих лет настойчиво пробивался, чтобы посвятить жизнь во благо заповедным местам. Для осуществления этой заветной цели он поступил в Ленинградскую Академию Художеств на искусствоведческий факультет. Здесь он вошел в мир Русского музея, Эрмитажа, всесоюзного музея А.С.Пушкина, в мир города-музея. Углубляясь в историю искусств, он открывал для себя все новые имена живописцев-колористов в отечественной и западноевропейской живописи. Среди них Коровин и Врубель, Ренуар, Моне, Рембрандт и Рафаэль и многие другие. |
|
Б. М. Козмин "Пагера. Майорка" |
Одновременно он пытался найти новые тематические аспекты трактовки окружающей действительности, ассоциативно переходящей в его живописные работы, в которых колористический строй уже на первых порах определился своим светлым оптимистическим началом. Когда Борис Михайлович стал хранителем музея-усадьбы Ганнибалов в Петровском – филиале Пушкинского заповедника, его творчество обрело целенаправленный смысл и стало более универсальным. |
Борис Козмин сумел за короткий срок глубоко и исчерпывающе выразить себя в работах разных жанров: живопись, литература, резьба по дереву и, неразрывно с этим, научно-просветительная музейная каждодневная работа. Петровский цикл художника – это более четверти века напряженной работы. В его живописи открывается мир добрых чувств и человеческого счастья. |
|