Подробности

“Фотоаппарат – своего рода "магическая машинка", и в ее принципе действия самое важное не система линз, преломляющих видимый свет, не механические или дигитальные схемы и даже не наличие светочувствительного слоя, а простое кадровое окно, чистая возможность прокладывания в пространстве силовых линий взаимодействия оператора с реальностью. Фотосъемка достигает цели лишь будучи органической частью символически-обусловленного ритуала, когда оптический оттиск зримого становится документом его сверхъестественного преображения, знаком, указующим на реалии за пределами пространства предметов и пространства изображений, и уже не имеет значения, по какую сторону объектива находится автор…” 
Геннадий Ершов

Г. Ершов "Автопортрет. Мужчина в пальто"

рославский художественный музей представляет выставку известного ярославского художника Геннадия Ершова «Фотография. 1980–2004». На вернисаже 5 ноября состоится презентация симфонии Геннадия Ершова "Голоса пустыни", посвященной памяти Сергея Параджанова, записанной совместно с композитором и аранжировщиком Андреем Комаровым осенью 2004 года. 
    Более 130 фотографий Геннадия Ершова 1980–2004 гг. – творческая ретроспектива известного ярославского художника, проявившего себя едва ли не во всех видах искусства, одного из ярких представителей современной отечественной культуры. Юбилейный вернисаж – первый значительный вернисаж мастера в музейных залах.
    Азбукой начинающего художника стала книга венгерского фотографа Иено Дуловича "Моя техника – мои снимки" (1957 г.). "Передача света, - писал Дулович, - самая трудная, благородная и подлинно фотографическая задача". Техника "мягкого рисунка", "светописное изображение" стали основополагающими для Геннадия Ершова. Его первая персональная фотовыставка состоялась в 1984 году. В Ярославле в середине 1980-х он заявил о себе как о мастере портрета. Ранние пейзажи и натюрморты также представлены на данной экспозиции. 
    Осенью 1980 года Геннадий Ершов приходит в кинофотостудию Михаила Тропина, а в 1986-1987 гг. ведет там курс Основы фотомастерства.
    В конце 1980-х Г. Ершов учился в Московском Государственном институте культуры, где фотомастерство преподавал Георгий Колосов, классик отечественной фотографии, идеолог пикториальной (живописной) фотографии. С удивлением просматривая фотографии студента из Ярославля, он заметил: «Вы открыли мне глаза на фотографию. Раньше я думал, что значительное художественное явление может возникнуть только в рамках школы, но ведь вы работаете, и вне всякой школы. Мне вас учить нечему». Геннадий Ершов до сих пор снимает оптикой, подаренной мастером пикториализма. 
    С 1989 года автор работает в составе групп «Декабрь», «Пост», выступает одним из организаторов Общества Читателей Письма, сотрудничает с московским художником Юрием Бабичем, которого считает своим учителем. Разработка мифа Общества Читателей Письма, нового визуального языка – очередной этап творчества Г. Ершова, его можно назвать «письмовским». Вектор художественного интереса автора простирается к архаичным жанрам средневекового театра (мистерии, миракля). Но это не постановочная фотография на мифологические сюжеты. По-прежнему, как художник, тяготея к пластике «мягкого рисунка», он не мистифицирует оптический эффект монокля (однолинзовый объектив), к чему склонны адепты современного пикториализма, а ставит иные цели. Его монокль теперь служит мифу Общества Читателей Письма. Тексты (цитаты из писем, книг, документов) органично вплетаются в ткань фотографии. Визуальным материалом становятся реалии "письмовской" субкультуры, соотносящиеся, в частности, с почтовой атрибутикой, и в итоге, авторский фотоснимок обретает черты почтового отправления. 
     Один из циклов фотографий Г. Ершова «Измерения», был приобретен в 1991 году «Инкомбанком», а сейчас представлен в основной экспозиции Московского музея современного искусства. 
    На выставке "Фотография 1980-2004" представлены произведения из циклов "Аэроскопические картины", "Письма счастья", "В сумерках Лимба", "Губернаторский сад".
     Работы Геннадия Ершова хранятся в Московском музее современного искусства, в частных собраниях России, США. Чайный сервиз ОЧП, в изготовлении которого принимал участие Г. Ершов, представлен в собраниях Ярославского художественного музея, Государственного центра современного искусства, галереях Марата Гельмана, Айдан Салаховой, в частных коллекциях России, Швейцарии, США. 
    Куратор – старший научный сотрудник ЯХМ Битколова Людмила Яновна т. 72-82-57
     Выставка открыта с 5 по 21 ноября 2004 года по адресу: Волжская набережная, 23 

Информацию подготовила Марина Полывяная,
специалист по связям с общественностью ЯХМ

ГУК “Ярославский художественный музей”
150000, г. Ярославль, Волжская набережная, 23
Тел./ факс (0852) 30-48-31 (секретарь)
Тел. (0852) 32-81-85, 30-35-04 , 32-81-90
E-mail: artmuseum@adm.yar.ru
Сайт www.artmuseum.yar.ru

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД