Подробности
"Свет сада"   Дом-музей В. В. Вересаева (г. Тула) подготовил к дню рождения писателя, который родился 16 января 1867 г., юбилейный выпуск музейного вестника «Живая жизнь». Один из материалов вестника «Свет сада» рассказывает о саде в городской усадьбе Смидовичей, где прошли детские и юношеские годы
Вити Смидовича.

 

 

 

                            

СВЕТ САДА
ЦВЕТОК - САД - ЗЕМЛЯ

    Всё ближе и ближе знакомясь с Садом и далее пытаясь рассказать о нём, я неизменно сталкивалась с необъяснимым: зазеркалье земного сада не давало искусничать, разбирать и объяснять, поскольку тут же погружало, обволакивало, повергало созерцающую душу в состояние неподдельной гармонии, заставляло просто жить, дышать, слушать... Это самое ценное и прекрасное, что досталось нам в наследство от “исторической Родины” человечества - благословенного рая. Сад - это священный ореол, вместилище, идеальное место обитания. Не крепость - а пространство, не замок - а свобода, не город - а сад.
    Вслушайтесь в него, и неожиданными гранями засверкает его первозданная душа:
“У каждого места есть свой сад! Для меня сад - аналог земного рая. Того заповедного, тёплого, сугубо нутряного места, некоего гнезда. Мои предки, приехав в степь, в глухомань страшную, разбивали сад. Не для того, чтобы себя плодами напитать или выгодно их продать. Выгоды не было никакой. Сад разбивался как некая часть души. То есть дом - это тоже я, но вовне. Это было насущной необходимостью...” (А. Суслов, художник, г. Новокузнецк, журнал “Открытый музей”, № 3-4, 2003 г.).
     Если чуть-чуть поразмыслить, то мы легко “вспомним”, что у первых людей не было необходимости в двух вещах: одежде и доме. Зачем дом, когда шумит над головой пышная крона вековечного дуба, к чему одежды, когда кругом сад - и колыбель, и пристанище. Что было дальше известно: стыд выстроил дома и повесил замки. Но безутешная человеческая душа, памятуя о потерянной исконности, тосковала по саду и... искала его, стараясь восстановить в любом добром уголке Земли. До сих пор ищет: не от того ли такое великое множество садов и палисадников на планете, созданных человеком, силящимся найти тот, единственный?
    Вероятно, идеальным способом сосуществования мечты и реальности явилась... усадьба. Дом - это необходимость в современной жизни, сад - потребность. Усадьба стала синтезом уюта и пространства, в ней нашлось место всему: отдыху и работе, веселью и молитве. Эта цельность - очень важное условие для зарождения и произрастания “живой жизни” человеческой души и растительного семени. 
    Сад - великая земная гармония - ещё и великий парадокс, поскольку извечно является полем брани взаимоисключающих и взаимообусловливающих понятий: растения - растления, сада - ада. А человеческая сила должна быть направлена на постоянное уравновешивание этих противоположностей, дабы какое-либо из них не взяло бы над другим верх (страшно видеть вымирание и запустение в саду).
    Какая-то особенная прелесть, трогательная самобытность есть в городской усадьбе. Ведь “город-сад” в известном смысле - утопия, поскольку сад и город - понятия диаметрально противоположные, и стремление их сблизить - это попытка создать идеальное жизненное пространство, свой мир. В один из таких “миров “ мне и хочется распахнуть перед вами калитку. Добро пожаловать!
Причудливый калейдоскоп красок сменяющих друг друга на фоне неба и отдалённого городского шума - это первый яркий образ уютной усадьбы Смидовичей, сохранившей в своём внутреннем пространстве аромат прежней, живой жизни, ставшей таковой благодаря своим обитателям.
“Тихая Верхне-Дворянская улица (теперь Гоголевская), ... почти полевой воздух, море садов и весною в них - сирень, гулкие раскаты соловьиных трелей и щёлканий.” В саду “всё росли и ширились крепкие клёны и ясени, всё больше ввысь возносились берёзы большой аллеи, всё гуще делались заросли сирени и жёлтой акации вдоль заборов. ... Все закоулки в саду, на дворе и на заднем дворе были близко знакомы, обгляжены до всякой щели в заборе, до всякой трещины в бревне.”
    ...Время неумолимо. Ведь тогда, во второй половине XIX столетия странно, почти невозможно было себе представить “тихую Верхне-Дворянскую” оживлённой городской улицей (“... одноэтажные особнячки и вокруг них - сады. Улица почти на краю города, через два квартала уже поле.” В. В. Вересаев “Воспоминания”. - М.,
1938 г.).
    Да, - неумолимо, но существует ещё и связь времён, благодаря которой древнее дерево каждую весну (десятилетие, век) обновляется молодыми плодами, вобравшими сок корневой мудрости и свежесть, яркость, тепло наступившего дня. 
Вот почему городская суматоха современной жизни не вытесняет заповедное пространство, а становится фоном, внешним обрамлением сада, этого хранителя доброй старины, каждую весну готовящего уютные гнёздышки для новых птенцов, которые в благодарность наполнят его своим молодым, чистым, звонким пением.

    А сегодня зима... От этого свет нашего сада не стал менее ярким и лучезарным, а, напротив, приобрёл кристальную чистоту и звонкость, которая едва улавливается, если как можно бесшумнее пройти по “неведомым дорожкам” сада, день ото дня всё более походящего на зимнюю сказку. Да, каждой поре присущи свои “запахи и звуки”, так что на смену нежному весеннему рассвету и безудержному летнему гомону пришли осень, задумчивостью остывшего неба и ... зима, в пух и звёзды одевшая сад.
     Птенцы выросли, гнёзда опустели, и я тешу себя мыслью, что неугомонный щебет издают те самые птахи, наши питомцы, по старой памяти летящие на свет заиндевевших окон, хлебные крошки и, конечно, в ушедшее тепло летней природы. Таков сад сегодня... Но мне думается, что и сотню лет назад его первозданная душа жила по тем же ритмам, несмотря на веяния времени.
     Помнится, мы говорили об истоках и корнях, расцвете и увядании, которые так гармонично, так счастливо сочетаются лишь в природе, потому что по нашей человеческой памяти, чем событие или явление дальше от нас, тем оно моложе во времени.
     Неслучайно сегодня, в пору, когда природа пребывает в состоянии царственного покоя, так хочется, расположившись поудобнее в гостиной старинного дома и прикоснувшись к мудрым страницам книг века позапрошлого, вспомнить о человеке, для которого и эти книги, и этот дом, и сад, и город были началом пути, извилистого, но доброго и светлого, как та дорожка, что убегая в чащу сада, зовёт нас пробежаться по ней вспять в мир истоков, весны, одним словом, детства. А предстоящее сейчас путешествие мы назовём 

ЦВЕТЫ ПОД СНЕГОМ

    И теперь мне хочется, чтобы для нас зазвучало живое слово вересаевских воспоминаний, заметок, размышлений. Пусть эти воспоминания человека пожилого, но извлекаемые из глубин чистой детской души просочатся сквозь годы, события, страницы книг и рукописей в день и час сегодняшний, подобно тому, как в его родном усадебном мироздании мириады солнечных лучиков пронизывают резные клёны, наполняя воздух свечением, а душу - радостью. 
     “Не знаю, испытывают ли что-нибудь похожее другие, но у меня так: далеко в глубине души, в очень тёмном её уголке, прячется сознание, что я всё тот же мальчик Витя Смидович; а то, что я “писатель”, “доктор”, что мне скоро шестьдесят лет, - всё это только нарочно; немножко поскрести - и осыплется шелуха, выскочит маленький мальчик Витя Смидович и захочет выкинуть какую-нибудь озорную штуку самого детского размаха...” 

9 сентября 1925 г. 

     Мне кажется, что сегодня состоится очень интересная, необычная встреча времён минувших с настоящим на горизонте вечности, коим является наша с Вами память. Я предлагаю сделать ещё один шаг на пути этого бесконечного приближения. Итак,

ОСТАНОВИСЬ, МГНОВЕНИЕ!..

У папы на Верхне-Дворянской улице был свой дом, в нём я и родился. Вначале это был небольшой дом в четыре комнаты, с огромным садом. ... Сад, как и все соседние, почти сплошь фруктовый, но папа постепенно засаживал его неплодовыми деревьями, и уже на моей памяти только там и тут стояли яблони, груши и вишни. ... Каждый кустик в саду, каждое деревце были нам близко знакомы... И были превосходнейшие места для игр: под папиным балконом, например, тёмное, низкое помещение, где нужно было ходить нагнувшись ... и где в щели меж досок ярко светило с улицы солнце, прорезывая темноту пыльнозолотыми пластинами. Много в этом подземелье было совершено злодейств, много укрывалось разбойничьих шаек, много мучений пережито пленниками...”

Усадьба Смидовичей в Туле, ныне дом-музей В. В. Вересаева     Возможно ли наверняка сказать, кому принадлежат эти слова: маленькому мальчику Вите Смидовичу или известному писателю, врачу, пушкинисту, переводчику Викентию Викентьевичу Вересаеву?  Прелесть нашей беседы сегодня в том, что так чудесно былое соединяется с настоящим, благодаря памяти, чистой и светлой, которая воскресает картинами минувшего со страниц бережно собранных воспоминаний.
    И, конечно, повествуя о детстве, невозможно не вспомнить о родителях:     “Когда я был ещё совсем маленьким, отец сильно увлекался садоводством, дружил с местным купцом-садоводом Кондрашовым.
Сначала я его называл Ананас-Кококок, потом - дядя-Карандаш. Были парники, была маленькая оранжерея. Смутно помню тёплый, парной её воздух, узорчатые листья пальм, стену и потолок из пыльных стёкол, горки рыхлой, очень чёрной земли на столах, ряды горшочков с рассаженными черенками. И ещё помню звучное, прочно отпечатавшееся в памяти слово “рододендрон”.”
    А один раз маленький Витя даже пострадал за одно редкое растение, которое папа особенно любил. Было это так: 
    “Папа позвал меня, подвёл к цветку, показал его и сказал:
    - Видишь, вот цветок? Не смей не только трогать его, а и близко не подходи. Если он сломается, мне будет очень неприятно. Понял?
    - Понял.”
 Цветущий Канп в саду Смидовичей     Дело в том, что Витя, бывший большим выдумщиком и фантазёром, понял папу именно так, что ему поручено пересадить цветок. Конечно, он был очень польщён, оказанным ему доверием и совершил пересадку со всею тщательностью, за что был несправедливо наказан. Может быть удивительный Витин цветок был похож на тот, что цвёл недавно на нашей усадьбе?...
    Сколько отважных подвигов во имя Любви было совершено маленьким рыцарем под резными сводами сада!
    “... в честь Маши прыгал с беседки, в душе был сверкающий восторг, смеявшийся над опасностью.  ...сжимаю рукою колючие кактусы!”
     А в юности радостное ощущение молодости, упоение жизнью смешивалось с весенним буйством природы: 
    “Стоял май, наш большой сад был, как яркое зелёное море, и на нём светлела белая и лиловая пена цветущей сирени. Аромат её заполнял комнаты. Солнце, блеск, радость.   И была не просто радость, а непрерывное ощущение её.
    Под вечер сидел я на балконе и читал. Вдруг горничная:
    - Викентий Викентьевич, пришла какая-то дама с барышнями, спрашивают вас.
Я сейчас же догадался, что это ... девочки Козеровские с их тётей Екатериной Матвеевной. И Люба, и Катя, и Наташа! ... Мы гуляли по саду, играли, - и у меня в воспоминании я один среди этой опьяняющей радости, милых девичьих улыбок, блеска заходящего солнца и запаха сирени.” 

 

Дом и сад, принадлежавшие Смидовичам, ныне дом-музей В. В. Вересаева

 

Цветущий жасмин под окнами дома Смидовичей. Лето 2004 г.

 

     Вот как удивительно слились в одну яркую череду события счастливейших лет жизни, детства и юности, с зимней задумчивостью прошлых лет и весенним солнцем неугасимой памяти. В стужу всегда так не хватает красок и тепла. Именно поэтому наше повествование невольно забрело в весеннюю чащу усадьбы Смидовичей, но мне думается, что подобная беседа достойна отдельной встречи, которая обязательно состоится. Ну а пока хрупкие цветочные души смотрят сны о весне, напомню, что много лет назад в пуховой колыбели зимней усадьбы распускалась жизнь, явившая нам чудо незабвенности художественного слова. И в один из дней в судьбе будущего писателя случился неожиданный поворот: 
    “Лемм чувствовал, что он не поэт, и Лаврецкий то же самое чувствовал. Но я - я вдруг почувствовал, что я поэт! Помню, солнце садилось, над серебристыми тополями горели золотые облака, в саду, под окнами моей комнаты, цвели жасмин и шиповник. Душа дрожала и сладко плакала, светлые слёзы подступали к глазам.” 
     Много подвигов и открытий было сделано под ласковыми окнами родного дома. Но не меньше трудов и интереснейших забав помнят исхоженные тропки и укромные уголки тенистого сада: 
    “В конце сада, около большой аллеи, росла вишня, - вся она густо была покрыта чёрными ягодами. Мама дала нам с Юлею корзинку и велела обобрать вишню. 
    - Мамочка, а можно будет некоторые есть?
    - Ну, какая уж очень будет проситься в рот, - ту съешьте.
    Пошли. Через час приносим маме корзинку. На её дне горсть красных ягод. 
     - Только-то? Где же все ягоды?
     Мы сами недоумевали. И ответили сконфуженно:
     - Очень уж просились в рот.”
      “К Троице нужно было убрать сад: граблями сгрести с травы прошлогодние листья и сучья, подмести дорожки, посыпать их песком. Наняли подёнщика. ... Старик мечтал, как купит на заработанные деньги гостинчиков для внучки, - башмаки и баранок, и сокрушался, что не поспеет домой к празднику. ... 
     Мама вечером вдруг сказала:
     - Хотите дети, отпустим старика домой завтра, с четверг, чтобы он поспел домой к воскресенью? Заплатим ему, что он заработал бы до воскресенья, а вы за него уберёте сад.
     Мы с восторгом согласились. ... три дня с воодушевлением работали и убрали-таки сад к празднику.”

     “В конце нашего сада была большая площадка, а на ней - “гимнастика”: два высоких столба с поперечною балкою; в середине шесты для лазания, узловатая верёвка, трапеция. ...
     Однажды, после многих приключений в разных концах сада, мы с сестрой Арабеллой попали в плен к индейцам (я был Артур, Юля - Арабелла). Индейцы связали нас... Дело происходило в большой беседке, в конце сада: это был настоящий досчатый домик, выкрашенный в зелёную краску, с железною крышею, с тремя окнами и дверью. ... Мы осторожно вылезли в окошко и с быстротой змеи, устремляющейся на добычу, пустились бежать в девственный лес. 
    Бежали всю ночь и день. К вечеру сделали привал на ступеньках папиного балкона.
    Я припал ухом к земле, ... раздвинул ветки жасмина - и остановился, как вкопанный: вдогонку за нами мчалось тридцать тысяч краснокожих всадников. ... Мы бегом обогнули выступ дома, чёрную бочку с дождевой водой, вдоль стены конюшни побежали к большой липе. ... Залёгши в непроходимых бамбуковых зарослях, около грядки с луком, я на выбор бил из своих штуцеров...”

    Конечно, в дальнейшем писателя ждали куда более серьёзные повороты и “приключения”. Неизменно одно: если путь начат от порога родного дома, он поможет своему путнику не только выстоять самому, но и поделиться мудростью пройденного с нами: 
    ”Да, в жизнь нужно входить не весёлым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны”. 

Д. М. Рыбалко
Фото автора

Дом-музей В.В. Вересаева, филиал объединения “Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей”
300000, г. Тула, ул. Гоголевская, 82
Тел. (0872) 27-77-31

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД