Подробности
"Богоматерь Умиление" с изображением 8 праздников на полях. Псков. XVI век. Из Никольской церкви Любятовского монастыря в Пскове. Дерево, левкас, темпера. Реставратор А.Н. Овчинников Плащаница. Россия. 1596 год. Шелк, тафта, холст, бархат, серебряные шнуры. Реставратор В.С. Букреева
  фонды Псковского музея-заповедника после реставрации в ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря (г. Москва) вернулись замечательные памятники: иконы
XVI века «Богоматерь на престоле», «Богоматерь Умиление», плащаница 1596 года и веер западноевропейской работы XVIII века. 
     Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) был основан в 1918 году по инициативе И.Э. Грабаря. Впервые в истории искусства именно И.Э. Грабарь определил псковскую школу иконописи как явление глубоко самобытное и самостоятельное. В 50-е годы XX столетия сотрудники центра провели первые комплексные исследования, изучение и реставрацию псковских икон.  Огромную роль в этом сыграла кропотливая работа каждого реставратора, кто занимался спасением псковского иконописного наследия: Баранова А.Н., Гагман Н.М., Гра Е.А., Дунаева Н.В., Клокова Г.С., Милова Т.А., Наумова М.В., Романова М.В., Скутте Ю.В., Чернова М.А., Цируль Г.В., Шейкман К.Р. Однако направление в изучении псковской иконы на последующие десятилетия определила деятельность
А.Н. Овчинникова и С.В. Ямщикова.
     В 1978 году во время реставрационных работ в Иоанно-Предтеченском соборе
XII века в нише, внутри собора, был обнаружен клад из 70 предметов. Среди них - 17 икон, предметы декоративно-прикладного искусства и фрагменты коробчатых конструкций. Все обнаруженные памятники были очень плохой сохранности. Так, от живописного слоя большинства икон уцелели лишь отдельные фрагменты. Девять из них отреставрированы по специально выработанной методике в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря реставраторами Н. Дунаевой и Г. Цируль. Этой работе они посвятили более 20 лет своей жизни.
    Каждый из вернувшихся в Псковский музей памятников – уникальное явление мировой культуры. Каждый одновременно характеризует время своего создания и вместе с тем глубоко своеобразен – иконы имеют редкую иконографию, веер - технику исполнения. Примечательно, что на плащанице сохранилась вкладная надпись о том, что в 1596 году «сей образ приложи Андрей Николаевич Щелканов со своей с женою в дом николы».

О. А. Васильева, хранитель живописи и графики
Псковского музея-заповедника

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД