рамках Международного Санкт-Петербургского
Хармс-фестиваля 20 декабря в особняке Румянцева (Английская наб., 44)
открывается выставка «Кругом возможно Хармс». Она приурочена к
100-летию со дня рождения выдающегося мастера литературного абсурда. На
выставке представлено около 100 уникальных экспонатов из фондов
Государственного музея истории Санкт-Петербурга: живописные и
графические работы, фарфоровые статуэтки, выполненные художниками –
современниками Даниила Хармса. Дополняют экспозицию фотографии начала ХХ
века из частной коллекции. Большинство произведений экспонируется
впервые.
Даниил Иванович Хармс (Ювачев) (1905–1942) – поэт,
прозаик, драматург. В 1920–1930-х годах принимал активное участие в
литературной жизни Ленинграда. С 1926 г. — член Всероссийского союза
поэтов. Один из основателей литературной группы ОБЭРИУ (Объединение
Реального Искусства). С 1928 г. сотрудничал с детскими журналами «Чиж» и
«Еж». Автор целого ряда стихотворных и прозаических произведений,
построенных на принципах гротеска и абсурда.
Жизнь и творчество Даниила Хармса неразрывно связаны с
городом на Неве. Петербург – Петроград – Ленинград всегда, явно или
незримо, присутствует в произведениях писателя. Однако, в интерпретации
Хармса образ города далек от овеянного мифами Петербурга и реального
Ленинграда; это некое причудливое городское пространство, преображенное
стремлением поэта разрушить любую упорядоченность, логику, здравый
смысл. В пьесе «Комедия города Петербурга» (1926–1927) он назвал этот
ирреальный город “Летербургом”. Его черты проступают в произведениях
многих художников 1920–1930-х годов, чье творчество идейно и
стилистически было близко поэзии и прозе Хармса.
Выставка в особняке Румянцева, объединившая работы
Михаила Матюшина, Татьяны Глебовой, Николая Лапшина, Алевтины
Мордвиновой, Николая Тырсы, Всеволода Сулимо-Самуйлло и других,
демонстрирует облик и раскрывает скрытый характер странного
фантасмагорического «Летербурга» - города Хармса. Его абсурдность и
инобытийность прослеживается в работах филоновца Георгия Новикова и
Бориса Ермолаева, портретах Татьяны Глебовой, в легких, «инфантильных»
произведениях Ольги Гильдебрандт-Арбениной, в пейзажах Михаила Матюшина,
построенных по законам теории «расширенного смотрения». Часто ощущение
абсурда вызывают вполне реалистические сюжеты. Бытовая среда,
формировавшийся в Ленинграде 1920-1930–х гг., советский уклад жизни,
сами по себе во многом нелепые и алогичные, нашли отражение в городских
зарисовках Александра Вахрамеева, Владимира Гринберга, Николая
Евграфова, Николая Лапшина, скульптурах Наталии Данько и Александра
Матвеева. Продолжают этот образный ряд проекты декоративного убранства
города к многочисленным пролетарским праздникам, эскизы театральных
декораций и оформления витрин магазинов.
Выставка открыта с 21 декабря 2005 г. по 21 февраля 2006 г. в
особняке Румянцева (Санкт-Петербург, Английская наб., 44)
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Пресс-служба ГМИ СПб: т/ф. 498 05 03, e-mail:
press@spbmuseum.ru |