|
|
а стыке 2005 и 2006 годов Брюссель – столица Европейского союза – в
очередной раз проводит масштабное по размаху мероприятие – фестиваль
искусства и культуры «Европалия».
Древнеримский праздник урожая (слово «опалия» и переводится как название
означенного действа) на бельгийской земле с 1969 года трансформировался
в праздник «плодов искусства» европейских государств в формате биеннале. Приглашенным гостем фестиваля с октября 2005 по февраль 2006 года стала Россия. Всегда отличавшаяся размахом и |
«широтой души» Россия и здесь не поскупилась – по оценкам экспертов
нынешний фестиваль самый масштабный из всех проводившихся. Один из самых
больших проектов празднеств – его выставочная часть: 300 российских
музеев принимает участие в 18 разноплановых выставках, для которых
организаторы предоставили лучшие залы и открытые уголки городской
территории. В качестве участника фестиваля Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник был выбран единственным из восемнадцати государственных и муниципальных музеев Ярославской области самими устроителями фестиваля с бельгийской стороны, и они самолично приезжали в Ярославль на отбор экспонатов. В результате участие музея-заповедника не ограничилось одной выставкой – 27 экспонатов музея заняли достойные места в двух из десяти крупных выставочных проектах фестиваля с октября 2005 года. Первый – «От царя до императора» в выставочном центре «Бозаар». Выставка главная – и с точки зрения «протокола» – поскольку ее открывал Президент РФ В.В.Путин, и в соответствии с заявленной темой – сложный путь российской государственности во всем его многообразии, и по характеру экспонатуры – реликвии «старой» России (как правило, то, что на музейном сленге именуется «драги»). Из коллекции музея-заповедника для этой выставки были отобраны 22 экспоната, в том числе знаменитый саккос Ионы Сысоевича. В залах Королевского музея истории и искусства для обозрения публики была открыта любопытная по своей теме выставка «Транссибирский экспресс», где, по идее организаторов, «картинки жизни » России XIX– начала XX века как некое лоскутное одеяло, были собраны воедино на «живую нить» Транссибирской железнодорожной магистрали. Посетитель выставки как некий путешественник «проезжает» (правда на «своих двоих») всю Россию, а экспонаты российских музеев раскрывают характер городов-станций на этом пути, одновременно характеризуя особенности российского мироощущения. Пять вещей из коллекции Ярославского музея-заповедника, среди которых крест, икона и книга, вводят посетителя в мир православия. На этапе отбора экспонатов для выставки на вопрос бельгийских устроителей: «Какие три вещи дают представление о том, что такое православие?» именно эти три предмета были названы Еленой Андреевной Анкудиновой, директором Ярославского музея-заповедника. Масштабы обеих выставок велики, подготовительные сроки и сроки монтажа были достаточно сжаты, львиная доля работ лежала на плечах российских специалистов. От Ярославского музея-заповедника на бельгийскую землю был делегирован солидный десант, сроки пребывания его участников и характер деятельности был разный, соответственно поставленным задачам. На долю Алексея Владимировича Зубатенко, хранителя фонда драгметаллов, выпал период подготовительно – монтажный. Алексей сопровождал ценные музейные реликвии от Ярославля до места их экспонирования в выставочном центре «Бозаар», где совместно с монтажниками – «аборигенами» строил «ярославский зал» выставки «От царя до императора». Светлана Евгеньевна Блажевская, заместитель директора музея-заповедника, курировала ярославскую часть выставки «Транссибирский экспресс». Директор музея-заповедника Елена Андреевна Анкудинова, как «лицо официальное согласно статусу», представляла музей-заповедник в обоих его выставочных проектах, одновременно, в официальных и «кулуарных» встречах успевая завязывать новые полезные для музея контакты и выстраивать будущую экспозиционно-выставочную политику музея. В январе 2006 года в Бельгии на демонтаже одной из выставок работала главный хранитель музея-заповедника Марина Леонидовна Фесенко. Как человек, который приехал уже несколько месяцев спустя после официального открытия фестиваля, когда российские выставки уже стали привычными для европейцев, Марина Фесенко имела возможность реально оценить степень популярности российских музейных проектов. По ее словам, несмотря на установившуюся в это время в Брюсселе холодную погоду (у российского человека, вновь испытавшего на себе, что такое -28°C, -35°C настоящей зимы , -10°C, -18°C бельгийской погоды могут вызвать снисходительную улыбку, однако, в отсутствии снега и при ветре, пробирающем до костей, это весьма и весьма свежо), посетители, желающие попасть на российские выставки, выстраивались в солидные очереди не только внутри зданий, но и на прилегающих улицах. Заключительный «аккорд» ярославского участия в «европейском празднике культурного урожая» поставит в конце февраля Нина Александровна Грязнова, заместитель директора музея-заповедника по науке, которая должна исполнить ответственную роль по окончательному демонтажу и доставке домой ярославских предметов-«путешественников».
Оксана Смирнова, зав. экскурсионно-массовым отделом Ярославский государственный историко-архитектурный и
художественный музей-заповедник |
|