На встречу с Александром мы приехали к нему в
мастерскую, расположенную в одном из старых домов в Мясново.
Как ни старался гостеприимный хозяин выглядеть бодрым, было
видно — устал.
— Сегодня из Питера привезли Володины работы, вот ездил,
встречал. Вроде бы готовился к этому, а все равно нелегко. Сразу
вспомнилось, что именно говорили с братом о каждой из них, как спорили,
и как радовались, когда находили взаимопонимание.
(Владимир Карташов пропал без вести 20 сентября 2002 года в
Кармадонском ущелье в Северной Осетии, когда съемочная группа фильма
Сергея Бодрова «Связной» оказалась на пути сошедшего ледника Колка. —
Прим. ред.).
— С того дня, как пришло известие о Кармадонской
трагедии, прошло более трех лет. Почему именно сейчас решено было
провести эту выставку?
— Да, молчание было довольно долгим, но оно не могло быть
бесконечным. И я, и наша мама, и Володина жена — все мы жили эти годы,
как будто на одном большом, довольно мучительном вздохе. Но настал
момент, когда мы все поняли: дальше так продолжаться не может! И в этот
сложный момент пришло предложение организовать в Туле выставку. Думаю,
она и станет тем толчком, который даст возможность открыть запирающий
дыхание «шлюз». И, пусть не сразу, но постепенно каждый из нас сможет
вернуться в русло нормальной жизни.
...Пусть не вернусь обратно
Вниз по косым лунам,
Только навеки с братом
Вечностью не разлучай!
Страшно ходить с отметиной,
Как хоронить живьем.
Мне одному бессмертие
Хуже, чем смерть вдвоем...
1988
— А почему «Серебряная нить», а не
просто «Выставка памяти Владимира Карташова»?
— Я вовсе не хочу быть страусом, который прячет голову в
песок, — ездил в Кармадон, многое видел и понимаю. При всем этом, мы
ставим перед собой задачу организации особенной экспозиции, которая
поможет избежать минорного звучания, уйти от него. Да, брат пропал без
вести, но незримая «серебряная нить», которая связывала нас, не
разорвана. Мы вместе пришли в этот мир, мы вместе создавали в нем некое
общее творческое пространство, где живут наши стихи, фильмы, картины...
И оно не подвластно времени и обстоятельствам! Теперешний проект— не
итог, а органичное продолжение традиции проведения наших совместных
выставок: они как были раньше, так есть и теперь.
…По православным канонам, кстати, за пропавших без
вести молятся, как за живых, пять лет. И время это еще не прошло...
...Нас двое с братом —
Через сад
Иду я, как слепой,
и брат по белой нити
За мной идет.
Мы спим обнявшись;
Бритой головой
я чувствую биение Вселенной
и брата слабый пульс.
Когда же утро?
1992
— Что увидят зрители, пришедшие на выставку?
— Наш с братом мир, по которому мы всегда двигались
параллельно, в одном направлении, но — увиденный с разных ракурсов.
Новых вещей здесь не будет, в основном самые значимые из тех, что
созданы с начала 80-х по конец 90-х годов. У Володи это серия портретов,
циклы «Королевская охота», «Поединок», «Цветы», а у меня — натюрморты,
несколько пейзажей пастелью и тоже портреты. С каждой стороны — по 29
картин.
8 апреля в рамках проекта состоится показ фильма «Замок», в
котором брат впервые попробовал себя в качестве художника-постановщика.
Его дебют был оценен Национальной кинематографической премией «Ника».
А 20 апреля пройдет мой поэтический вечер.
...Я учился говорить
С твоего совета.
Мы хотели сотворить
Мир Добра и Света!
Только сколько ни твори,
Жизнь не переделать.
Для меня глаза твои –
В церкви два предела.
Там, под сводами бровей,
Будет свет, доколе
Я, как колокол, в твоей
Белой колокольне!
1987
— Как Вы себя воспринимаете: больше как
поэта или художника?
— Не могу ответить однозначно. Творчество — суть знаки.
Творчество — это божье поле, это особое пространство, в котором
находятся все творческие люди. Известно, что почти все поэты и многие
музыканты рисовали, а художники часто пишут стихи. Человек находится в
этом поле и улавливает колебания в нем.
И вот что он поймает — рифму, линию, ноту — то он и
донесет до людей.
— Как удается в этом мире, где столько фальшивых
«нот», находить те чистые и прозрачные, из которых складывается
гармоничная «мелодия» Вашего творчества?
— Знаете, я очень люблю эпиграф, выбранный Александром
Грином для его «Блистающего мира»: «Это — там...» (Свифт). Ни к тому,
что происходило, ни к тому, что происходит, я имею в виду разные
политические передряги, курсы валют и прочую атрибутику современности,
наш творческий мир не имеет никакого отношения. В нем нет автомобилей,
компьютеров, мобильных телефонов и т. д., и т. п. Там — короли и кубки,
прохождение по временам и пространствам...
...Нас двое под куполом неба святого;
в единой купели крестили нас светом святым.
Мы строили замок, мы знали заветное слово,
в слепые гирлянды вплетая живые цветы...
1987
— Не секрет, что обустройство выставки — дело
хлопотное и затратное...
— Я понимаю, о чем вы хотите спросить. Да, конечно, без
поддержки со стороны здесь было никак не обойтись. И я рад, что эта
поддержка пришла от людей, которые оказали ее не из каких-то корыстных
целей, а по зову сердца. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить
руководство банка «Экспресс-Тула», возрождающее добрую русскую традицию
меценатства.
— Александр, как Вы думаете, Ваши лучшие стихи н
картины уже созданы?
— Вопрос интересный... Если сказать «да», то зачем жить
дальше? А если сказать «нет», то вполне вероятно, что согрешишь против
истины. Что касается картин, то после Кармадона я пока еще ни одной не
написал. А стихи... Они изменились, в них появилось что-то новое,
другое. Когда-то меня волновало, что скажут другие, как они меня
воспримут. А теперь « ...что скажу я, о чем я скажу — так ли важно для
этого снега?..»
Елена РЯБИКОВА,
газета «Комсомольская правда в Туле» №12(229)
Выставочный зал,
филиал объединения “Тульский музей изобразительных искусств”
300041, г. Тула, Красноармейский пр-т,16
Тел.: (4872) 27-09-92, 27-09-81 |