Подробности

Е. В. Сурин, исполнительный директор АМР, вручает памятные награды победителям и организаторам конкурса

Десятилетняя Ирина Лебедева из Товарковского Дома детского творчества посвятила свою работу схиархимандриту Иринарху

ссоциация музейных работников», комитет по образованию администрации МО «Богородицкий район» и Богородицкий Дворец-музей и парк подвели итоги регионального конкурса сочинений учащихся по историко-культурному наследию «Моя малая родина». 14 мая в овальном зале музея состоялось награждение участников и организаторов конкурса.
    Родина, отчизна, отечество — это очень громкие и возвышенные слова, и в жизни каждого гражданина они имеют большое
значение. А что же они значат для человека, который еще не вступил во взрослую жизнь? Для подростка, для ребенка это не огромное государство с бескрайними просторами, морями и реками, а то место, где живут его бабушка с дедушкой; город, в парк которого его водила гулять мама; это та деревня или село, куда на Пасху на могилу к бабушке его везут родители. Все это мы узнали из сочинений юных жителей Богородицкого района на тему «Моя малая родина».
     В конкурсе приняли участие учащиеся от 10 до 16 лет пяти школ г. Богородицка и школ с. Иевлево, п. Товарковский, п. Романцевский Богородицкого района, а также Товарковский дом детского творчества. Участникам конкурса не ставились жесткие тематические рамки, чтобы дать возможность как можно шире проявить свои способности: будь то исследование или литературное произведение.
     В положении конкурса темы были оговорены достаточно подробно: образ деревни, села, поселка, города; достопамятные, т.е. достойные памяти места, объекты и даты, связанные с историей, культурой и природой «родного уголка»; этнография родной земли — обычаи, обряды, легенды, предания, народный костюм, особенности кухни - по рассказам земляков и родственников; исторические личности и события края.
В той или иной мере многие из перечисленных вариантов были взяты учащимися на вооружение и использованы.
    Темы затрагивались самые различные: от классических «История города Богородицка», «А. Т. Болотов в Богородицке» и т. д. до уникальных сочинений об истории небольших деревень и трогательных биографий своих бабушек.
Следует отметить, что многие работ написаны не как сочинения, где допускается фантазия, где ценится собственное видение поставленной темы, а как рефераты. Это, безусловно, тоже ценно, поскольку проделан анализ большого количества архивных и печатных материалов, однако, в них недостает собственных мыслей, своего отношения к тому материалу, который ученик излагает. Похвально то, что они прошли этот познавательный путь, но порой этого бывает недостаточно.
     А вот, когда школьник на страницах своей тетради берется за изложение чего-то личного, близкого ему и очень дорогого, то получается очень индивидуальная работа, которую действительно можно назвать сочинением. Таких работ немного, но именно на них и хочется остановиться более подробно.
     Так, например, Чернышев Сергей (9»А», школа №
 8) избрал необычную для молодого человека тему «История народного костюма молодой женщины Тульской области». Это исследование посвящено его прабабушке A.M. Кирсановой, жившей в с. Колодези. О том, что хранилось в ее сундуке и рассказывается в ней.
    О самобытности костюма с. Иевлево можно встретить строчки в сочинениях Сурковой Анны и Старцевай Ирины (школа №
 24), а вот Рогова Екатерина (школа № 24) дает обширную информацию не только об обычаях и обрядах своего села, но и о промыслах. И это особенно ценно, потому, что двух одинаковых сел не бывает.
    И в подтверждение тому рассказ Аксеновой Кристины (7 «А», школа №
 ) о деревушке Мало-Архангельская, которая сейчас вошла в состав с. Гагарино. Очень трогательно, с ностальгией по неведомой ей жизни, девочка описывает, как проводила вечера молодежь, как отмечали праздники не только сто лет назад. А вот несколько строк о недалеком прошлом: «Большим праздником была копка картошки. В основном веселилась ребятня. Картошку выкапывали лопатой, собирали в ведра, корзинки. Ребята разжигали костры и в золе пекли картошку. Доставали ее из золы немного подгоревшую, горячую и очень вкусную. Запах от нее исходил на весь огород. Так же убирали и свеклу... И все это делалось с весельем, с песнями. А там и зима недалеко, со снегом, с морозами. И снова деревня жила зимними заботами, думая о весенних». А еще у нее есть описание интересного обряда, которому позавидовал бы любой исследователь-этнограф: «Был и еще очень веселый обычай: когда в доме появлялся у коровы маленький теленочек, его крестили. Варили много каши, наливали в большую миску и клали туда копеечку. Сажали за стол ребятишек и начинали есть кашу. Кто находил копеечку, тот и был крестным. Он должен заботиться о теленочке, поить его, приносить травки, караулить его на улице...». За этим простыми строчками, наивным языком чувствуется интерес, душевные переживания и гордость, за то место, где жили прадедушка и прабабушка. Вот как заканчивает свое сочинение Кристина: «Домик их так и стоит в деревне. Память о них! Все также там течет речушка Красивый ручей, где всегда сидят рыбаки. И еще появились там цапли. Стоят на одной ноге в тишине речки». Когда читаешь подобные сочинения, чувствуется огромный труд мысли и души. А это сочетание очень ценное и, к сожалению, редко встречающееся.
     Десятилетняя Ирина Лебедева из Товарковского Дома детского творчества посвятила свою работу схиархимандриту Иринарху. И повествует Ирина о старце из села Левинка как о герое былинном — легко и просто. Понятно ее детскому сознанию, почему до сих пор не зарастает тропа на могилу отца Иринея: «Человек он был добрый, с ясной искренней душой, любил людей и в согласии жил с Матушкой-природой. Оберегал ее от неразумных дел человеческих. Вразумлял прихожан на дела добрые...». Это сочинение — единственное, которое можно назвать рассказом с выдержанным стилем.
     Самое короткое сочинение занимает всего одну печатную страницу, но на ней уместилась биография бабушки Кобзевой Юлии (школа №
 2, 9 «В»). Как пишет сама Юля, жизнь у бабушки была самая обыкновенная, только тяжелая: сирота, четверо братьев и сестер на ее плечах, работа на заводе и в колхозе, жизнь в бараке, маленький садик с цветами под его окнами, пенсия и комната в общежитии. Нет в этом сочинение высокопарных слов, есть только удивление, где человек брал силы, чтобы не показать как ему тяжело, чтобы выглядеть достойно и не роптать на свою судьбу! Может быть, жизнь Тиньковой Тамары Александровны подвигом назвать и нельзя, но что-то героическое в ней есть! И спасибо внучке, что сумела это раскрыть в своем скромном повествовании.
     В заключении, следует отметить, что, несмотря на разный уровень представленных школьных работ, все они заслужили того, чтобы быть отправленными на следующий этап Всероссийского конкурса «Моя малая Родина».

Перова Ольга Владимировна,
старший научный сотрудник Богородицкого Дворца-музея

Богородицкий Дворец-музей и парк
301800, Тульская обл., г. Богородицк, дворцово-парковый ансамбль
Тел. (48761) 2-25-32
Код из Тулы: (261)

 

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД