|
|
ссоциация музейных работников», комитет по образованию администрации МО
«Богородицкий район» и Богородицкий Дворец-музей и парк подвели итоги
регионального конкурса сочинений учащихся по историко-культурному
наследию «Моя малая родина». 14 мая в овальном зале музея
состоялось награждение участников и организаторов конкурса. Родина, отчизна, отечество — это очень громкие и возвышенные слова, и в жизни каждого гражданина они имеют большое |
значение. А что же они значат для человека, который еще
не вступил во взрослую жизнь? Для подростка, для ребенка это не огромное
государство с бескрайними просторами, морями и реками, а то место, где
живут его бабушка с дедушкой; город, в парк которого его водила гулять
мама; это та деревня или село, куда на Пасху на могилу к бабушке его
везут родители. Все это мы узнали из сочинений юных жителей
Богородицкого района на тему «Моя малая родина». В конкурсе приняли участие учащиеся от 10 до 16 лет пяти школ г. Богородицка и школ с. Иевлево, п. Товарковский, п. Романцевский Богородицкого района, а также Товарковский дом детского творчества. Участникам конкурса не ставились жесткие тематические рамки, чтобы дать возможность как можно шире проявить свои способности: будь то исследование или литературное произведение. В положении конкурса темы были оговорены достаточно подробно: образ деревни, села, поселка, города; достопамятные, т.е. достойные памяти места, объекты и даты, связанные с историей, культурой и природой «родного уголка»; этнография родной земли — обычаи, обряды, легенды, предания, народный костюм, особенности кухни - по рассказам земляков и родственников; исторические личности и события края. В той или иной мере многие из перечисленных вариантов были взяты учащимися на вооружение и использованы. Темы затрагивались самые различные: от классических «История города Богородицка», «А. Т. Болотов в Богородицке» и т. д. до уникальных сочинений об истории небольших деревень и трогательных биографий своих бабушек. Следует отметить, что многие работ написаны не как сочинения, где допускается фантазия, где ценится собственное видение поставленной темы, а как рефераты. Это, безусловно, тоже ценно, поскольку проделан анализ большого количества архивных и печатных материалов, однако, в них недостает собственных мыслей, своего отношения к тому материалу, который ученик излагает. Похвально то, что они прошли этот познавательный путь, но порой этого бывает недостаточно. А вот, когда школьник на страницах своей тетради берется за изложение чего-то личного, близкого ему и очень дорогого, то получается очень индивидуальная работа, которую действительно можно назвать сочинением. Таких работ немного, но именно на них и хочется остановиться более подробно. Так, например, Чернышев Сергей (9»А», школа № 8) избрал необычную для молодого человека тему «История народного костюма молодой женщины Тульской области». Это исследование посвящено его прабабушке A.M. Кирсановой, жившей в с. Колодези. О том, что хранилось в ее сундуке и рассказывается в ней. О самобытности костюма с. Иевлево можно встретить строчки в сочинениях Сурковой Анны и Старцевай Ирины (школа № 24), а вот Рогова Екатерина (школа № 24) дает обширную информацию не только об обычаях и обрядах своего села, но и о промыслах. И это особенно ценно, потому, что двух одинаковых сел не бывает. И в подтверждение тому рассказ Аксеновой Кристины (7 «А», школа № ) о деревушке Мало-Архангельская, которая сейчас вошла в состав с. Гагарино. Очень трогательно, с ностальгией по неведомой ей жизни, девочка описывает, как проводила вечера молодежь, как отмечали праздники не только сто лет назад. А вот несколько строк о недалеком прошлом: «Большим праздником была копка картошки. В основном веселилась ребятня. Картошку выкапывали лопатой, собирали в ведра, корзинки. Ребята разжигали костры и в золе пекли картошку. Доставали ее из золы немного подгоревшую, горячую и очень вкусную. Запах от нее исходил на весь огород. Так же убирали и свеклу... И все это делалось с весельем, с песнями. А там и зима недалеко, со снегом, с морозами. И снова деревня жила зимними заботами, думая о весенних». А еще у нее есть описание интересного обряда, которому позавидовал бы любой исследователь-этнограф: «Был и еще очень веселый обычай: когда в доме появлялся у коровы маленький теленочек, его крестили. Варили много каши, наливали в большую миску и клали туда копеечку. Сажали за стол ребятишек и начинали есть кашу. Кто находил копеечку, тот и был крестным. Он должен заботиться о теленочке, поить его, приносить травки, караулить его на улице...». За этим простыми строчками, наивным языком чувствуется интерес, душевные переживания и гордость, за то место, где жили прадедушка и прабабушка. Вот как заканчивает свое сочинение Кристина: «Домик их так и стоит в деревне. Память о них! Все также там течет речушка Красивый ручей, где всегда сидят рыбаки. И еще появились там цапли. Стоят на одной ноге в тишине речки». Когда читаешь подобные сочинения, чувствуется огромный труд мысли и души. А это сочетание очень ценное и, к сожалению, редко встречающееся. Десятилетняя Ирина Лебедева из Товарковского Дома детского творчества посвятила свою работу схиархимандриту Иринарху. И повествует Ирина о старце из села Левинка как о герое былинном — легко и просто. Понятно ее детскому сознанию, почему до сих пор не зарастает тропа на могилу отца Иринея: «Человек он был добрый, с ясной искренней душой, любил людей и в согласии жил с Матушкой-природой. Оберегал ее от неразумных дел человеческих. Вразумлял прихожан на дела добрые...». Это сочинение — единственное, которое можно назвать рассказом с выдержанным стилем. Самое короткое сочинение занимает всего одну печатную страницу, но на ней уместилась биография бабушки Кобзевой Юлии (школа № 2, 9 «В»). Как пишет сама Юля, жизнь у бабушки была самая обыкновенная, только тяжелая: сирота, четверо братьев и сестер на ее плечах, работа на заводе и в колхозе, жизнь в бараке, маленький садик с цветами под его окнами, пенсия и комната в общежитии. Нет в этом сочинение высокопарных слов, есть только удивление, где человек брал силы, чтобы не показать как ему тяжело, чтобы выглядеть достойно и не роптать на свою судьбу! Может быть, жизнь Тиньковой Тамары Александровны подвигом назвать и нельзя, но что-то героическое в ней есть! И спасибо внучке, что сумела это раскрыть в своем скромном повествовании. В заключении, следует отметить, что, несмотря на разный уровень представленных школьных работ, все они заслужили того, чтобы быть отправленными на следующий этап Всероссийского конкурса «Моя малая Родина». Перова Ольга
Владимировна, Богородицкий Дворец-музей и парк |
|