|
канун празднования юбилея Москвы, в самом центре столицы, в Московском
Государственном Выставочном Зале "Новый Манеж" состоялось открытие
большого выставочного проекта, инициаторами которого явились
Правительство Москвы и Правительство Вологодской области. Проект
посвящен 860-летию трех исторических городов России — Москвы, Вологды и
Великого Устюга. В выставочном проекте приняли участие крупнейшие музеи трех городов: Музейное объединение "Музей истории Москвы", Вологодский и Великоустюжский государственные историко-архитектурные и художественные музеи-заповедники. |
|
Фондовые собрания музеев продемонстрировали на выставке
бесценное историческое наследие, многообразие культуры и народные
традиции России. На протяжении многих столетий наши три города связывает общая история. Москва — государственный центр, столица Русского государства, а Вологда и Великий Устюг — крупные административные, духовно-просветительные и культурные центры его северного края. Войдя в ХV веке в состав Московской Руси, они стали крепким и надежным оплотом государства. Юбилейная выставка заняла все три зала "Нового Манежа". В выставочном пространстве Москва была представлена несколькими темами: начало истории Москвы; защита Отечества (ХIV—ХХ вв.); Москва-столица; центр российской экономики, культуры и духовной жизни России; Москва — мегаполис ХХI века. В экспозиции "История Москвы — история России" представлены материалы археологических раскопок, остатки деревянных стен и архитектурный декор белокаменных сооружений, воспроизведения из летописей, государственные документы — жалованные грамоты, указы; произведения живописи и графики, ордена и медали, нумизматическая коллекция; личные вещи выдающихся дипломатов и государственных деятелей, а также работы современных московских фотохудожников. Два зала экспозиции, посвященные культуре Вологды и Великого Устюга, рассказали о значимости северных городов, сыгравших большую роль в политической, экономической и культурной жизни нашего государства. С развитием монастырского строительства Вологда и Великий Устюг стали крупными духовно-просветительными и культурными центрами. Обилие монастырей и святых, здесь подвизавшихся, дало вологодскому краю впоследствии название "Северная Фиваида". На вологодских землях располагалось 88 православных обителей, а 86 их основателей причислены к лику общерусских или местночтимых святых. На выставке представлен большой комплекс икон ХVII-ХVШ веков с изображениями основателей северных обителей. Святые Вологодского края — это реальные исторические лица, сыгравшие значительную роль в распространении христианского просвещения. Небесным покровителем Вологды является основатель и ныне действующего Спасо-Прилуцкого монастыря преподобный Димитрий Прилуцкий, изображения которого представлены на двух больших житийных иконах, одна из которых экспонируется впервые. С вологодскими землями связаны имена преподобных Кирилла Белозерского, Кирилла Новоезерского, Арсения Комельского, Иоасафа Каменского, Феодосия Тотемского. Значительную ценность представляет коллекция древнерусского искусства — иконописи, лицевого шитья, скульптуры и мелкой пластики из фондов Вологодского государственного музея-заповедника. Многие памятники впервые экспонировались на Московской выставке: среди них икона 1657 года "Христос Вседержитель с предстоящими преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими и припадающими Димитрием Прилуцким и Корнилием Комельским". Специально для юбилейной выставки была отреставрирована одна сторона храмовой хоругви "София Премудрость Слова Божия". Иконы и лицевое шитье из Софийского собора характеризует особая красочная гамма, точная выверенность рисунка, декоративная ясность композиций. Большой комплекс икон на выставке из вологодских приходских церквей ярко продемонстрировал талант искусных северных мастеров, чья индивидуальность не осталась незамеченной — во второй половине ХУП века иконописцы-вологжане принимали участие в росписи Архангельского и Успенского соборов Московского Кремля, Новодевичьего монастыря, царских хором в Коломенском. В ХУП веке Вологда превратилась в крупнейший и самобытнейший центр иконописи северного края, вобравший в себя лучшие традиции мастеров Новгорода и Москвы и создавший на этой основе свой иконописный стиль. Многообразие сюжетов и высокий уровень исполнения деревянной скульптуры дает возможность говорить о вологодском крае как одном из центров деревянной пластики на Русском Севере. Один из разделов выставки знакомит посетителей с лучшими произведениями скульптуры из коллекции Вологодского музея. Фигуры предстоящих и ангелов отличает четкий рисунок, объемная моделировка формы, своеобразная манера трактовки складок. Если Вологда представлена на юбилейной выставке как центр православной культуры, то Великий Устюг предстает как хранитель народных традиций, развитый центр промыслов и ремесел. Основные комплексы великоустюгского раздела экспозиции посвящены художественной обработке металла и, прежде всего, ковке, просечному железу и "морозу по жести". Великолепны кованые ворота из Михайло-Архангельского монастыря ХVII века, кронштейны в виде змеек, птиц и куполов. Искусных устюжских мастеров, которые "умели всякое кузнечное дело делать", часто отзывали на работу в Москву, Пермь Великую, города Сибири. Другим своеобразным промыслом, широко представленном на выставке, является шемогодская береста. Шкатулки и туеса поражают изящными прорезными орнаментами, в которые умело вписаны сказочные образы птиц и зверей, архитектурные памятники, а также изображены сцены гуляний. Гордостью Великого Устюга является своеобразное народное искусство, и, прежде всего, ткачество, вышивка и народный костюм, для которого характерны цветоносность и повышенная декоративность, плотное заполнение форм, укрупненность деталей узора. Во II-й половине ХIХ века мастера смело соединяли ткачество с цветными ситцами и вышивкой, придающей всему изделию необыкновенную нарядность. Мастерицы владели самыми разными техниками — росписью, счетным крестом, цветным тамбуром. Узоры выполняли как эстетическую, так и семантическую функцию, служили оберегающей силой, приносили добро, счастье, здоровье, благополучие В каждом выставочном зале "Нового Манежа" были установлены большие плазменные экраны, на которых шёл показ фильмов об уникальном историко-культурном наследии трех русских городов. К выставке издан альбом "Города нашей памяти". Татьяна Геннадиевна Петрова, старший научный
сотрудник ГУК «Вологодский государственный историко-архитектурный и
художественный музей-заповедник» |
|