|
Калужском драматическом театре 22 ноября по окончании спектакля
«Ревизор», поставленного по пьесе Н. В Гоголя главным режиссером театра
А.Б. Плетневым, состоялось знаменательное для
культурной общественности города событие. Народный артист России В.С.
Золотухин, исполнявший роль городничего, в торжественной обстановке
подарил директору Калужского областного художественного музея Наталье
Владимировне Марченко скульптуру с изображением Н.В. Гоголя.
Пластическая композиция была приобретена В.С. Золотухиным у автора –
московского скульптора Александра Смирнова, члена Союза художников
России и Московского объединения скульпторов с целью ее последующего
дарения Калужскому художественному музею. Калужский край всегда являлся своеобразным центром притяжения для российских деятелей культуры. Н.В. Гоголь посещал Калугу в 1849, 1850, 1851 гг. В первое свое посещение в июне месяце 1849 он провел здесь три недели, находясь в гостях у калужской губернаторши А.О. Смирновой-Россет, жил в деревянном флигеле, построенном в 1820-х годах губернатором А.П. Оболенским в Загородном саду. Помимо знакомства с городом писатель работал над вторым томом «Мертвых душ», главы из которого он читал в литературно-художественном салоне А.О. Смирновой-Россет. Первый опыт пластического решения образа Гоголя на калужской земле принадлежит уроженке Калуги, известному российскому скульптору Екатерине Дмитриевне Никифоровой-Кирпичниковой (1879-1940), выпускнице Московского училища живописи, ваяния и зодчества, ученицы П.П. Трубецкого и С.М. Волнухина. В 1936 году в загородном парке на месте дома, в котором жил Н.В. Гоголь во время его пребывания в Калуге, был установлен мемориальный обелиск, скульптурная часть которого (барельеф с изображением Н.В. Гоголя) был выполнен Е.К. Никифоровой-Кирпичниковой. Скульптурная композиция «Н.В. Гоголь» (1985) А. Смирнова органично развивает изобразительные аспекты темы «Гоголь и Калужский край». В настоящее время она представлена в стационарной экспозиции Калужского областного художественного музея. Скульптор запечатлел писателя стоящим у конторки, опершимся об нее рукой, в состоянии глубокого творческого раздумья. Возможно, он задумался над своим неосуществленным литературным шедевром, страницы которого писались в Калуге! Но художник избегает сюжетной прямолинейности, литературного многословия и навязчивой назидательности. Процесс творчества здесь выражен пластически: во внутренней напряженности композиции, экспрессивных изломах объемов, «пульсирующей» фактуре бронзы, пастозной обработке поверхности. Скульптурная композиция «Н.В. Гоголь» принадлежит к определённому сюжетно-пластическому циклу 1980-х годов, к которому относятся и другие работы А. Смирнова: «Андрей Рублев», «А.С. Пушкин», «П.И. Чайковский», «С.В. Рахманинов». Это цикл произведений, посвященных теме творчества, личности и образу человека-творца. При этом процесс творчества интересует скульптора, прежде всего, как проявление движения души. Работы А. Смирнова, посвященные деятелям высокой духовной отечественной культуры, не только обеспечили ему право вступления в Союз художников России и Московское объединение скульпторов, но и указали перспективу дальнейшего развития «сакральной» темы, которой отдано уже двадцать лет творчества. К главной теме своих размышлений – проблеме взаимоотношений человека с Творцом – А. Смирнов приходит через тему творчества вообще как явления высшего духовного порядка. Последовательно и органично развивается творчество художника от образов деятелей русской культуры к галерее подвижников, духовных пастырей, святых. Среди них признанные удачи – такие станковые и монументальные произведения мастера, как «Патриарх Тихон», «Никола Мокрый», «Александр Невский», «Борис и Глеб», «Серафим Саровский», «Благоверный Великий князь Георгий Всеволодович». Будучи в рамках отечественной пластической традиции, художник уникален и своеобразен. Очевидно, поэтому столь высок зрительский интерес к выставкам скульптора, среди которых шесть персональных и участие в 50 общих представительных экспозициях на родине и за рубежом. Свободно владея техникой, выразительными средствами и законами скульптурного жанра, А. Смирнов существенно расширил возможности скульптуры, органично встроил ее в духовно-пластический контекст отечественной изобразительной традиции, в которой образ Гоголя представлен обширным художественным комплексом. А.И. Смирнов имеет серьезный опыт в области монументальной скульптуры. Монументальные работы мастера установлены в Москве, Нижнем Новгороде, Твери. В 2009 году мир классической литературы и искусства отмечает 200 лет со дня рождения Н.В. Гоголя. В.С. Золотухиным предложена идея сооружения и установки памятника великому писателю на калужской земле. Будем надеяться, что традиции пластического решения образа Н.В. Гоголя получат свое развитие в калужском культурном контексте, а скульптура, представленная в экспозиции Калужского областного художественного музея, может стать одним из вариантов проекта памятника российскому писателю, философу и гражданину в Калуге. Светлана Личенко, кандидат искусствоведения, ГУК «Калужский областной художественный музей» |
|