|
узей
истории Санкт-Петербурга 14 декабря 2007 года в 16.00 в особняке
Румянцева (Английская наб., 44) открывает выставку «Полезный зефир.
Веера в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга».
Музейная коллекция вееров, сформировавшаяся в течение последних 50 лет,
насчитывает более 140 предметов. Лучшая часть собрания – около 90 вееров
ХVIII-ХХ веков – представлена на выставке. Первые веера появились в Европе в начале XVI века. Завезенные португальскими купцами и миссионерами из Китая «заморские диковинки» получили широкую популярность. В ХVII–ХVIII веках во многих европейских городах уже существовало собственное производство вееров. Россия на протяжении длительного времени импортировала веера из Франции, Англии и других стран Европы. Только к середине ХIХ столетия здесь появился ряд мастерских, способных составить конкуренцию европейским производителям вееров. В частности, в Петербурге работали фирмы Франца Треймана (основана в 1865) и Александра Трейберга («Александр», основана в 1867), просуществовавшие вплоть до 1917 года. В ХVIII–ХIХ столетиях веера часто называли «полезным зефиром», сравнивая взмах веера с дуновением теплого и ласкового западного ветра – зефира. Однако основная функция веера – овевать, создавать прохладу - почти сразу отошла на второй план. Веер превратился в изящный дорогой аксессуар и изощренное орудие светского флирта. Веера, чаще всего, изготавливались из дорогостоящих материалов: складной каркас – из золота, слоновой кости, панциря черепахи, перламутра; экран - из кожи, бумаги, шелка, атласа, кружева, перьев; экраны часто украшались росписью, вышивкой, аппликацией и т.п. Существовало множество видов вееров: вечерние, дневные, свадебные, бальные, траурные, рекламные, сувенирные и т.д. На выставке в особняке Румянцева представлены различные типы и модели вееров ХVIII–ХХ века российского, западноевропейского и китайского производства. Самый ранний – свадебный веер 1770–1780-х годов из белого плетеного кружева на остове из слоновой кости с резными изображениями корзин с цветами, путто, голубей. Несомненный интерес представляет веер brisé времен Великой французской революции (1789–1794), выполненный из тонких деревянных пластин с ажурной резьбой. В его оформлении использованы декоративные элементы с революционной символикой: ликторской связкой с топориком и фригийский колпак. Основу музейной коллекции составляют веера, созданные в ХIХ столетии. О разнообразии конструкций и вариантов декоративного оформления вееров этого времени позволяют судить экспонаты выставки. Веера типов plié, brisé, cocarde, pliant, palmette, смонтированные по принципам à l’anglaise или à la sultane демонстрируют формы и декоративно-художественные принципы, характерные для того или иного художественного стиля ХIХ века: классицизма, историзма, модерна. Среди них наряду с дорогостоящими шикарными изделиями встречаются веера небольших размеров и простых конструкции, выполненные из дешевых пород дерева, кости, рога. Это связано с возросшей в этот период популярностью веера у представительниц «прекрасного пола» в самых различных слоях общества. Гордостью коллекции являются бальные и вечерние веера второй половины ХIХ века. Среди них особенно эффектно смотрятся веера из перьев. Особой популярностью в 1880–1890-е годы пользовались веера из белых, черных и серо-коричневых перьев страуса. Подобные образцы демонстрируются на выставке. Для оформления вееров наряду со страусовыми использовались перья других птиц. Они представлены веером из перьев фазана и других птиц, окрашенных в бордовый, желтый, темно-синий и зеленый цвета, и китайским веером из перьев филина, экран которого с обеих сторон украшен росписью с изображением роз и пчелы. Необычайный подъем в развитии веерного искусства наблюдался в начале XX века. Увлечение веером стало повсеместным. Производители вееров, увлеченные символикой и мотивами модерна, безраздельно господствовавшего в то время в искусстве, экспериментировали все с новыми и новыми формами. Многие веера утратили свою сегментную форму, приобрели изломанные, волнистые контуры, напоминавшие то крыло птицы, то бабочку или раковину. Особенно популярной стала удлиненная овальная форма веера - ballon или fontange. В состав экспозиции вошел ряд подобных вееров. Среди вееров конца ХIХ – начала ХХ века привлекают внимание оригинальностью конструкции веера-сигары и веера-зонтики. Интересны веера-сувениры, привезенные из Китая, Испании, Австрии, Франции и, в частности, рекламный веер парижского ресторана «Maxim’s». Со второй половины 1910-х годов веер постепенно начал утрачивать свое положение и незаметно исчез из обихода. Музейное собрание вееров 1920–2000-х годов представлено в основном сувенирными или рекламными изделиями. На выставке можно увидеть веера, выпущенные к 250-летию Ленинграда (1957), к XXII Олимпийским играм в Москве (1980), тканевые и бумажные веера китайской работы 1950-х годов и др. Выставка продлится до 9 марта 2008 г. Пресс-служба ГМИ СПб: |
|