графических залов. Предполагается постепенно знакомить зрителей с
лучшими памятниками обширной и интереснейшей графической коллекции
Радищевского музея.
К дню рождения музея, гостеприимно распахнувшего свои двери
для посетителей 123 года назад, мы открываем новую страницу нашего
«Графического альбома», которая познакомит любителей классического
искусства с прекрасными образцами русской печатной графики XVIII – XIX
веков из фондов музея. РУССКАЯ РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА
XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Среди многочисленных печатных графических техник гравюра
резцом на меди, называемая «классической», является одной из основных.
Она появилась в Западной Европе в середине XV в. первой среди других
видов углубленной гравюры. В разные эпохи резцовая гравюра выполняла
функции как оригинальной, так и репродукционной техники. В последнем
качестве она оказалась самой востребованной благодаря строгой
объективности по отношению к воспроизводимому оригиналу. К XVIII в. это
ее назначение окончательно стало ведущим, позволив ей сыграть заметную
роль в решении просветительских задач.
Подлинное развитие гравюры на меди в России началось с
конца XVII в. В русле петровских преобразований она начинает отражать
государственные интересы, в ее тематике доминирует изображение
празднеств и фейерверков, триумфов и военных побед, а также их творцов,
происходит формирование нового репрезентативного стиля. В доминирующем
жанре портрета он проявляется в «медальонном» типе обрамления,
включающем орнаментальную рамку, надпись, геральдические символы,
картуши и другие аксессуары, сообщающие изображению особую
торжественность и пышность. Государственная ориентация на Запад приводит
к европеизации резцовой гравюры. Этот процесс ускоряется с
приездом в Россию иностранных мастеров.
В начале 1740-х здесь оказывается И. Штенглин, аугсбургский
мастер, владевший «черной манерой». Для нее характерны глубокие черные
тона и бархатистость, придающие оттиску живописный эффект. В этой
технике выполнены портрет Анны Иоанновны и эффектный «Фейерверк на
Яузе». Еще одним аугсбургцем, оказавшимся в России в тот же период, был
Х. Вортман, строгая резцовая техника которого (портрет Петра II) оказала
благотворное влияние на его русских учеников: Г.А. Качалова, удачно
копировавшего ряд гравюр своего учителя (портрет Екатерины I) и Ф.Е.
Матарнови (портрет Иоанна V Алексеевича).
Первым мастером по-настоящему европейского уровня, прибывшем
в Петербург в царствование Елизаветы Петровны, стал немец Г.Ф. Шмидт. За
время 5-летнего пребывания в России он награвировал несколько
великолепных портретов, среди которых – парадные портреты Елизаветы
Петровны и графа К.Г. Разумовского, а также камерный портрет И.И.
Шувалова. Все они демонстрируют присущую Шмидту манеру тонкой и
деликатной резцовой штриховки, придающей листу изысканное серебристое
свечение. По утверждению признанного знатока русской гравюры Д.А.
Ровинского (1824-1895), «блестящий резец» Шмидта усвоили несколько
русских граверов. Среди них - Н.Я. Колпаков, представленный своим лучшим
портретом - графа А.А. Матвеева.
Можно сказать, что XVIII в. стал временем расцвета русской гравюры на
металле. За короткий срок иностранными специалистами были обучены
русские мастера, сумевшие освоить разнообразные жанры и техники и
поднять их на высокий художественный уровень.
Укрепление этих позиций на рубеже XVIII – XIX в.в. и в
последующие десятилетия во многом было связано с личностью приглашенного
из Аугсбурга И.-С. Клаубера. Этот тонкий мастер
(портреты принцессы Баденской Елизаветы Алексеевны и митрополита
Платона) и прекрасный педагог возглавлял с 1796 по 1817 гравировальный
класс Петербургской Академии художеств. Для школы Клаубера (С.Ф. Галактионов,
А.Г. Ухтомский, братья Ческие, Е.О. Скотников, П.И. Масловский)
характерны верность строгим традициям классической гравюры и высокое
техническое мастерство.
Ярким доказательством успехов русской гравюры в начале XIX в. стала
большая серия видов окрестностей Петербурга. Эта видовая сюита, в
создании которой принимали участие ученики И.С. Клаубера, сыграла
исключительную роль в дальнейшем развитии русской пейзажной гравюры.
Интересным образцом видовой гравюры, выполненным в
традициях так называемого перспективного пейзажа, является работа И.А.
Иванова «Вид Саратовского Спасо-Преображенского монастыря». Она
любопытна и с точки зрения истории церковного зодчества на территории
Саратовской губернии. Гравюра представлена не только оттиском, но и
медной печатной формой.
Выдающимся продолжателем традиций резцовой гравюры стал
лучший ученик Клаубера Н.И. Уткин. Он знаменит, в первую очередь, как
портретист, в чьих виртуозных работах отразилась характерная для новой
эпохи тенденция к демократичности образов и их подчеркнутой
индивидуализации. Таков в его интерпретации величественно-монументальный
и, в тоже время, «домашний» портрет императрицы Екатерины II на прогулке
в Царскосельском парке, принесший ему огромную славу.
Ревностным поборником традиций классического резца стал
талантливый ученик Уткина Ф.И. Иордан, представленный одной из своих
гравюр с Рафаэля. О его роли и заслугах говорит тот факт, что он стал
единственным гравером, достигшим поста ректора Академии художеств.
Однако безупречное мастерство и строгое следование академическим канонам
не освобождают многие его листы от привкуса архаичности и холодноватой
копийной сухости. Можно сказать, что его работы завершают историю
русской репродукционной резцовой гравюры, постепенно уступившей место
другим более жизнеспособным техникам.
РУССКИЙ ОФОРТ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
К середине XIX века резцовая гравюра, тесно связанная с
классицистической традицией и академическим искусством, постепенно
уступает свои лидирующие позиции в сфере гравирования.
Последним значительным мастером этой техники в России был
талантливый ученик Ф.И. Иордана И.П. Пожалостин. За гравюру «Несение
креста» он получил звание академика. Место резцовой гравюры, крайне
трудоемкой и рациональной по своей природе, занял офорт – техника,
обладающая легкостью изготовления, большим тиражом, а также
живописностью и свободой художественных приемов, что отвечало веяниям
новой эпохи.
О его широчайшем распространении свидетельствует
возникновение «Общества аквафортистов» (1871-1874), членами которого
были И.Н. Крамской, И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, К.А. Савицкий, Г.Г.
Мясоедов, Н. Ге, М.П. Клодт, А.П. Боголюбов и многие другие.
Одним из художников, прошедшим живописную школу Академии, но
посвятившим себя целиком гравюре, был В.А. Бобров. В его творчестве
сказались граверные традиции Пожалостина и его академических
предшественников. Широкую известность получили гравированные портреты
Боброва, отличающиеся хорошим рисунком, высоким техническим исполнением
и отличной печатью. Наряду с выразительными и разнообразными камерными
портретами общественных деятелей (князь С.Н. Урусов) и деятелей культуры
(композитор Д.С. Бортнянский, архитектор А.Воронихин, актер В.В. Самойлов,
коллекционер Н.Д. Быков, дирижер В.И. Главач), в экспозиции представлены
парадные изображения императора Александра II и императрицы Марии
Федоровны. Рядом с ними - большой «Портрет Александра III» И.Н.
Крамского. Эта гравюра была создана в парижской мастерской будущего
основателя Радищевского музея и напечатана на его офортном станке.
Многие русские художники (И.Е. Репин, В.Д. Поленов, К.А. Савицкий, А.К.
Беггров, А.А. Харламов, И. Похитонов) именно у Боголюбова в Париже
впервые приобщились к работе в офорте, оценив его богатые возможности.
Из коллекции А.П. Боголюбова происходит ряд находящихся в экспозиции
гравюр.
Ключевой фигурой в развитии русского офорта XIX века стал
В.В. Матэ – выдающийся педагог, воспитавший
плеяду замечательных граверов. Его работами справедливо восхищались И.Е.
Репин, В.Д. Поленов, М.В. Нестеров, В.А. Серов.
Владевший в равной мере техникой ксилографии и офорта, Матэ оставил как
офортист огромное наследие – почти 300 работ. Большинство из них –
портреты, в которых воплощены образы значительных и духовно одаренных
личностей. Среди них – портреты художников В.М. Васнецова, В.В.
Верещагина, А.Д. Кившенко и А.П. Боголюбова.
Последний относится ко времени их знакомства в период парижского
пенсионерства начинающего гравера.
Галерею портретных образов Матэ продолжают работы В.Е.
Маковского, занявшего среди живописцев-офортистов заметное место.
Маковский с детства был окружен гравюрами благодаря собранию своего
отца. «Портрет Д.А. Ровинского» – признанного знатока, собирателя и
каталогизатора русской гравюры относится к его поздним и, несомненно,
удачным гравюрным опытам.
Офорт во второй половине XIX века широко использовался не
только профессиональными граверами, но и художниками-живописцами для
репродуцирования своих собственных работ. Он позволял успешно решать
насущную задачу популяризации выдающихся произведений живописи, что
отвечало стремлению многих художников расширить сферу влияния своих
картин на русское общество.
В экспозиции представлены несколько гравированных репродукций
известнейших живописных произведений – «Дедушка русского флота» Г.Г.
Мясоедова, «Не ждали» В.В. Матэ с картины И.Е. Репина и «Птицелов» И.Н.
Пожалостина с картины В.Г. Перова. Желание
последнего автора, придерживавшегося, как уже говорилось, классических
традиций резцовой гравюры, репродуцировать жанровую картину говорит о
его отходе от академических канонов. Выдающимся офортистом был И.И. Шишкин,
создавший более ста гравюр по своим собственным оригиналам. Как и в
живописи, все они посвящены изображению русской природы и основаны на
доскональном знании всех элементов изображаемых пейзажей. Большой офорт
«Тайга» проникнут суровой красотой самой натуры. Художника отличало
широкое использование разных офортных техник – мягкого лака, акватинты с
добавлением сухой иглы, что позволяло в совершенстве передавать в
гравюре живописные нюансы его полотен.
В.А. Серов вошел в историю русского офорта как
профессиональный и по-настоящему замечательный мастер. Лучшие его
гравюры были созданы в мастерской В.В. Матэ, с которым Серова связывала
крепкая дружба. Среди них – «Октябрь», поражающий удивительным
лаконизмом и остротой офортного языка, с помощью которого художник не
просто репродуцирует свое известное живописное произведение, но
воссоздает его в новой художественной форме. Необыкновенный дар
Серова-портретиста проявляется в «Портрет В.В. Матэ», одном из лучших в
иконографии знаменитого гравера. Особенности почерка Серова раскрывают
его офортные этюды, выполненные непосредственно с натуры - «Деревенская
улица», и «Мальчик с курицей», а также одна из иллюстраций к басням И.
Крылова «Волк и пастухи».
Сохраняющие непосредственность восприятия,
раскрепощенные по форме, они предвосхищают открытия искусства нового
века.
Марина Боровская
Источник информации: сайт «Новости Радищевского
музея»
http://www.radmuseumart.ru/news/
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
410031, г. Саратов, ул. Радищева, 39
Тел./факс (8452) 26-12-09, 24-36-27, 24-72-59
E-mail: radmuseum@renet.ru
Сайт www.radmuseumart.ru
|