Подробности

Н.И. Уткин. Портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке Саратовском художественном музее
имени А. Н. Радищева 2 июля 2008 года
в 17.00 открывается выставка графики (гравюра, офорт) из цикла «Графический альбом Радищевского музея».
     Выставки, объединенные под таким названием, будут регулярно проходить в залах графики, составляющих неотъемлемую часть постоянной экспозиции в историческом здании музея
(Радищева, 39).
    В силу специфических особенностей этого по-настоящему «хрупкого» вида изобразительного искусства графические листы не могут быть подолгу выставлены в музейных залах так же, как живописные картины, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства. Этим объясняется сменный характер экспозиций
графических залов. Предполагается постепенно знакомить зрителей с лучшими памятниками обширной и интереснейшей графической коллекции Радищевского музея.
    К дню рождения музея, гостеприимно распахнувшего свои двери для посетителей 123 года назад, мы открываем новую страницу нашего «Графического альбома», которая познакомит любителей классического искусства с прекрасными образцами русской печатной графики XVIII – XIX веков из фондов музея.

    РУССКАЯ РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
    Среди многочисленных печатных графических техник гравюра резцом на меди, называемая «классической», является одной из основных. Она появилась в Западной Европе в середине XV в. первой среди других видов углубленной гравюры. В разные эпохи резцовая гравюра выполняла функции как оригинальной, так и репродукционной техники. В последнем качестве она оказалась самой востребованной благодаря строгой объективности по отношению к воспроизводимому оригиналу. К XVIII в. это ее назначение окончательно стало ведущим, позволив ей сыграть заметную роль в решении просветительских задач.
     Подлинное развитие гравюры на меди в России началось с конца XVII в. В русле петровских преобразований она начинает отражать государственные интересы, в ее тематике доминирует изображение празднеств и фейерверков, триумфов и военных побед, а также их творцов, происходит формирование нового репрезентативного стиля. В доминирующем жанре портрета он проявляется в «медальонном» типе обрамления, включающем орнаментальную рамку, надпись, геральдические символы, картуши и другие аксессуары, сообщающие изображению особую торжественность и пышность. Государственная ориентация на Запад приводит к европеизации резцовой гравюры.  Этот процесс ускоряется с приездом в Россию иностранных мастеров.
    В начале 1740-х здесь оказывается И. Штенглин, аугсбургский мастер, владевший «черной манерой». Для нее характерны глубокие черные тона и бархатистость, придающие оттиску живописный эффект. В этой технике выполнены портрет Анны Иоанновны и эффектный «Фейерверк на Яузе». Еще одним аугсбургцем, оказавшимся в России в тот же период, был Х. Вортман, строгая резцовая техника которого (портрет Петра II) оказала благотворное влияние на его русских учеников: Г.А. Качалова, удачно копировавшего ряд гравюр своего учителя (портрет Екатерины I) и Ф.Е. Матарнови (портрет Иоанна V Алексеевича).
    Первым мастером по-настоящему европейского уровня, прибывшем в Петербург в царствование Елизаветы Петровны, стал немец Г.Ф. Шмидт. За время 5-летнего пребывания в России он награвировал несколько великолепных портретов, среди которых – парадные портреты Елизаветы Петровны и графа К.Г. Разумовского, а также камерный портрет И.И. Шувалова. Все они демонстрируют присущую Шмидту манеру тонкой и деликатной резцовой штриховки, придающей листу изысканное серебристое свечение. По утверждению признанного знатока русской гравюры Д.А. Ровинского (1824-1895), «блестящий резец» Шмидта усвоили несколько русских граверов. Среди них - Н.Я. Колпаков, представленный своим лучшим портретом - графа А.А. Матвеева.
Можно сказать, что XVIII в. стал временем расцвета русской гравюры на металле. За короткий срок иностранными специалистами были обучены русские мастера, сумевшие освоить разнообразные жанры и техники и поднять их на высокий художественный уровень.
     Укрепление этих позиций на рубеже XVIII – XIX в.в. и в последующие десятилетия во многом было связано с личностью приглашенного из Аугсбурга И.-С. Клаубера. Этот тонкий мастер (портреты принцессы Баденской Елизаветы Алексеевны и митрополита Платона) и прекрасный педагог возглавлял с 1796 по 1817 гравировальный класс Петербургской Академии художеств. Для школы Клаубера (С.Ф. Галактионов, А.Г. Ухтомский, братья Ческие, Е.О. Скотников, П.И. Масловский) характерны верность строгим традициям классической гравюры и высокое техническое мастерство.
Ярким доказательством успехов русской гравюры в начале XIX в. стала большая серия видов окрестностей Петербурга. Эта видовая сюита, в создании которой принимали участие ученики И.С. Клаубера, сыграла исключительную роль в дальнейшем развитии русской пейзажной гравюры.
     Интересным образцом видовой гравюры, выполненным в традициях так называемого перспективного пейзажа, является работа И.А. Иванова «Вид Саратовского Спасо-Преображенского монастыря». Она любопытна и с точки зрения истории церковного зодчества на территории Саратовской губернии. Гравюра представлена не только оттиском, но и медной печатной формой.
     Выдающимся продолжателем традиций резцовой гравюры стал лучший ученик Клаубера Н.И. Уткин. Он знаменит, в первую очередь, как портретист, в чьих виртуозных работах отразилась характерная для новой эпохи тенденция к демократичности образов и их подчеркнутой индивидуализации. Таков в его интерпретации величественно-монументальный и, в тоже время, «домашний» портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке, принесший ему огромную славу.
     Ревностным поборником традиций классического резца стал талантливый ученик Уткина Ф.И. Иордан, представленный одной из своих гравюр с Рафаэля. О его роли и заслугах говорит тот факт, что он стал единственным гравером, достигшим поста ректора Академии художеств. Однако безупречное мастерство и строгое следование академическим канонам не освобождают многие его листы от привкуса архаичности и холодноватой копийной сухости. Можно сказать, что его работы завершают историю русской репродукционной резцовой гравюры, постепенно уступившей место другим более жизнеспособным техникам.

    РУССКИЙ ОФОРТ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
    К середине XIX века резцовая гравюра, тесно связанная с классицистической традицией и академическим искусством, постепенно уступает свои лидирующие позиции в сфере гравирования.
    Последним значительным мастером этой техники в России был талантливый ученик Ф.И. Иордана И.П. Пожалостин. За гравюру «Несение креста» он получил звание академика. Место резцовой гравюры, крайне трудоемкой и рациональной по своей природе, занял офорт – техника, обладающая легкостью изготовления, большим тиражом, а также живописностью и свободой художественных приемов, что отвечало веяниям новой эпохи.
    О его широчайшем распространении свидетельствует возникновение «Общества аквафортистов» (1871-1874), членами которого были И.Н. Крамской, И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, К.А. Савицкий, Г.Г. Мясоедов, Н. Ге, М.П. Клодт, А.П. Боголюбов и многие другие.
    Одним из художников, прошедшим живописную школу Академии, но посвятившим себя целиком гравюре, был В.А. Бобров. В его творчестве сказались граверные традиции Пожалостина и его академических предшественников. Широкую известность получили гравированные портреты Боброва, отличающиеся хорошим рисунком, высоким техническим исполнением и отличной печатью. Наряду с выразительными и разнообразными камерными портретами общественных деятелей (князь С.Н. Урусов) и деятелей культуры (композитор Д.С. Бортнянский, архитектор А.Воронихин, актер В.В. Самойлов, коллекционер Н.Д. Быков, дирижер В.И. Главач), в экспозиции представлены парадные изображения императора Александра II и императрицы Марии Федоровны. Рядом с ними - большой «Портрет Александра III» И.Н. Крамского. Эта гравюра была создана в парижской мастерской будущего основателя Радищевского музея и напечатана на его офортном станке. Многие русские художники (И.Е. Репин, В.Д. Поленов, К.А. Савицкий, А.К. Беггров, А.А. Харламов, И. Похитонов) именно у Боголюбова в Париже впервые приобщились к работе в офорте, оценив его богатые возможности. Из коллекции А.П. Боголюбова происходит ряд находящихся в экспозиции гравюр.
    Ключевой фигурой в развитии русского офорта XIX века стал В.В. Матэ –  выдающийся педагог, воспитавший плеяду замечательных граверов. Его работами справедливо восхищались И.Е. Репин, В.Д. Поленов, М.В. Нестеров, В.А. Серов. Владевший в равной мере техникой ксилографии и офорта, Матэ оставил как офортист огромное наследие – почти 300 работ. Большинство из них – портреты, в которых воплощены образы значительных и духовно одаренных личностей. Среди них – портреты художников В.М. Васнецова, В.В. Верещагина, А.Д. Кившенко и А.П. Боголюбова. Последний относится ко времени их знакомства в период парижского пенсионерства начинающего гравера.
    Галерею портретных образов Матэ продолжают работы В.Е. Маковского, занявшего среди живописцев-офортистов заметное место. Маковский с детства был окружен гравюрами благодаря собранию своего отца. «Портрет Д.А. Ровинского» – признанного знатока, собирателя и каталогизатора русской гравюры относится к его поздним и, несомненно, удачным гравюрным опытам.
    Офорт во второй половине XIX века широко использовался не только профессиональными граверами, но и художниками-живописцами для репродуцирования своих собственных работ. Он позволял успешно решать насущную задачу популяризации выдающихся произведений живописи, что отвечало стремлению многих художников расширить сферу влияния своих картин на русское общество.
    В экспозиции представлены несколько гравированных репродукций известнейших живописных произведений – «Дедушка русского флота» Г.Г. Мясоедова, «Не ждали» В.В. Матэ с картины И.Е. Репина и «Птицелов» И.Н. Пожалостина с картины В.Г. Перова. Желание последнего автора, придерживавшегося, как уже говорилось, классических традиций резцовой гравюры, репродуцировать жанровую картину говорит о его отходе от академических канонов. Выдающимся офортистом был И.И. Шишкин, создавший более ста гравюр по своим собственным оригиналам. Как и в живописи, все они посвящены изображению русской природы и основаны на доскональном знании всех элементов изображаемых пейзажей. Большой офорт «Тайга» проникнут суровой красотой самой натуры. Художника отличало широкое использование разных офортных техник – мягкого лака, акватинты с добавлением сухой иглы, что позволяло в совершенстве передавать в гравюре живописные нюансы его полотен.
    В.А. Серов вошел в историю русского офорта как профессиональный и по-настоящему замечательный мастер. Лучшие его гравюры были созданы в мастерской В.В. Матэ, с которым Серова связывала крепкая дружба. Среди них – «Октябрь», поражающий удивительным лаконизмом и остротой офортного языка, с помощью которого художник не просто репродуцирует свое известное живописное произведение, но воссоздает его в новой художественной форме. Необыкновенный дар Серова-портретиста проявляется в «Портрет В.В. Матэ», одном из лучших в иконографии знаменитого гравера. Особенности почерка Серова раскрывают его офортные этюды, выполненные непосредственно с натуры - «Деревенская улица», и «Мальчик с курицей», а также одна из иллюстраций к басням И. Крылова «Волк и пастухи».
     Сохраняющие непосредственность восприятия, раскрепощенные по форме, они предвосхищают открытия искусства нового века.

Марина Боровская

    Источник информации: сайт «Новости Радищевского музея» http://www.radmuseumart.ru/news/

Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
410031, г. Саратов, ул. Радищева, 39
Тел./факс (8452) 26-12-09, 24-36-27, 24-72-59
E-mail: radmuseum@renet.ru
Сайт www.radmuseumart.ru  

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД