Подробности

Самовар. Начало XX в.      Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» 15 августа открывается выставка коллекции самоваров из собрания С.С. Гейченко «Зовут соседа к самовару...».
     Самовар. Кажется, это сугубо русское явление, символ русского гостеприимства. Это так, но и не совсем так. Прообраз самовара, так называемый фонтан – сосуд, в коем охлаждали вино. Его знали еще греки и римляне. В начале XVII века уже существовали фонтаны для горячей воды. О том, что самовар не сугубо русское явление, нам скажет небольшая зарисовка из «Крейслерианы» (1810–15 гг.) Э.Т.А. Гофмана: «Ты входишь в залу; дымящийся самовар – вот тот фокус, вокруг которого движутся кавалеры и дамы».
И все же, именно Россия прославила самовар, соединив в единое понятие экзотический напиток, пришедший из Китая – чай, убранство стола, и образ
Бульотка-спиртовка. Начало XX в. домашнего очага. Все это в уютном слове чаепитие.
       В связи с распространением нового напитка, в первой половине XVIII века формируется сервировка чайного стола: чайники для заваривания чая и для кипятка, подносы, чайные сервизы и, конечно, разнообразные самовары – самогреи, где используется уголь, щепа, шишки еловые и сосновые для подогрева воды; бульотки со спиртовками.
     Когда же самовар в России вошел широко в жизнь и стал непременным атрибутом каждого дома?
   Уже в 1730-х годах на Урале заводы Демидовых стали делать фабричные самовары. А немного лет спустя начало фабричному производству самоваров в крупном металлоделательном центре – Туле – положил местный слесарь Иван Лисицын. Тула становится центром изготовления «русских чайных машин», и словосочетание «тульский самовар» входит в жизнь.

      Помимо известных самоварных фабрик в Туле, на Урале, в Петербурге и Москве, в других городах Российской Империи, существовало множество кустарных мастерских, занятых изготовлением недорогих изделий.
      Самовары имеют разную форму, в них воплощаются стилевые пристрастия эпох. Например, с середины XIX века входит в моду форма кратера – греческого сосуда для смешивания вина, которая встречается в фарфоровых, хрустальных, каменных вазах.   Эту форму заимствовал и самовар.
      Формы и размеры самоваров обусловливались не только представлением о красоте, но и стремлением к удобству. Так, дорожные самовары были небольшими, в виде куба или многогранника. Изогнутые ножки были съемными. Такой предмет хорошо помещался в дорожном сундуке. Формы самоваров варьировались и в зависимости от той среды, где использовалось изделие. Украшенные для богатых домов, простые для простонародья и мещанства.
       Небольшая любопытная классификация самоваров сделана С.С. Гейченко:
• Каждодневные (из людских комнат)
• Парадные
• Дорожные («Погребец с чайным прибором» - «Капитанская дочка», глава 1)
• Семейные
• Для одиноких (солитер); для двоих (тет-а-тет)
• Трактирные
• Монастырские (до 10 ведер)
• Самовары-кухни (для супа, каши)
• Солдатские (были только у немцев)
В      зять, к примеру, самовар в виде «банки». Он, пожалуй, был самым распространенным в начале XX века, потому что прост в производстве.
      Популярны изделия определенных фабрик и мастерских. Так, баташевские самовары были чрезвычайно расхожи. Поэтому часто ставилась марка с именем кого-либо из Баташевых поддельная. Самовары, преимущественно конца XIX – начала XX века, украшались медалями выставок.
      Забавно, но такой житейский предмет бывало становился героем поэтического вдохновения и воспевания. П.А. Вяземский написал оду «Самовар» (1838):
          Где ж самовар родной, семейный наш очаг,
          Семейный наш алтарь, ковчег домашних благ?
          В нем льются и кипят всех наших дней преданья,
          В нем русской старины живут воспоминанья…

       И впрямь. За самоваром велись душевные беседы, важные разговоры. Составлялись своего рода кружки единомышленников. За чаем отогревалась душа, мысли приходили в порядок.
     А.С. Пушкин упоминает в своих сочинениях самовар 16 раз. Изящно необычайно в «Евгении Онегине»:
          Смеркалось; на столе блистая,
          Шипел вечерний самовар,
          Китайский чайник нагревая…

(Глава 3, ст. XXXVII)

     Проходят годы. То, что еще недавно было обычным домашним предметом, обретает флёр антикварности, начинает «говорить» языком истории. Но бывают периоды времен, очень неблагоприятные для вещей, хотя по прошествии лет эти вещи обретут музейную ценность. Так, выбрасывались в буквальном смысле слова на свалку предметы мебели, быта, люстры, живописные полотна… И в этот неблагоприятный период велика заслуга коллекционера – собирателя, чувствующего «душу» предмета.  Именно восприятие «души» предметов, жалость к старым видам положила начало многим собраниям. Так сложилось, отчасти, и собрание самоваров С.С. Гейченко. Дадим слово ему самому:
      «Годков это 15 тому назад ехал я в один колхоз читать лекции и, вдруг, увидел на дороге грузовик, наполненный самоварами разными. Их везли в утиль, собрали по селам и деревням нашего района.
      Я вещевед, музейный работник и для меня всякая старая вещь – кусок овеществленной жизни нашего народа...».

       В бумагах Семена Степановича хранятся любопытные документы – это чеки на приобретение металла (а на самом деле самоваров) в пушкиногорском утиль – складе.
      А вот что пишет по сходному поводу очевидец:
      «Однажды в Ленинграде мне пришлось быть на базе «Вторцветмета». До сих пор у меня перед глазами картина – огромный пресс, один за другим поглощающий...самовары, один уникальнее другого...». (Н. Карнович. Из истории самовара. / «Советская Россия», 14.03.1980).
      Однако были и благоприятные события в жизни самоваров. Интерес к этому в общем-то чудесному предмету всколыхнула «Выставка самоваров и вывесок в Русском музее». (1969, Ленинград). И еще одно событие стоит упомянуть - Олимпиаду 1980 года в Москве, во время которой стал очень популярен самовар – сувенир.
Семен Степанович Гейченко для многих, кто знал его и кто бывал в Пушкинском заповеднике, был Хранителем с большой буквы, берегущем память о поэте, берегущем Пушкиных – Ганнибалов родовое гнездо.
     Семена Степановича многие любили, восхищались им, стремились сделать для него отрадное. Эти люди были представителями разных профессий, разных возрастов, культур. И они радовали Хранителя своими «самоварными» дарами, сопровождая дар письмом.
     Вот какие письма получил он (и это лишь часть).

          Семену Степановичу Гейченко

          Сосуд священный русский сей!
          Ведь даже Пушкин сам недаром
          Со старой нянею своей
         Любил сидеть за самоваром.

         Хранитель сих священных мест,
         Пусть Ваше сердце пышет жаром
         На все 700 гектар окрест
         Как Вы кипящим самоваром.

        И мы, поклонники страстей,
        Явились к Вам со скромным даром
        И, право, славным самоваром
        Приветствуют Вас в праздник сей!

Любящие Вас ИМЛИйцы (сотрудники
Института Мировой Литературы).
Лето 1977 мая первого дня.
Дар – пять старых самоваров.

***

Дорогой Семен Степанович! В преддверие февральского именинного дня желаю Вам еще много - много раз его отпраздновать.
           И как всегда несу Вам в дар
           Свой одинокий самовар.


И. Колосова, сотрудник Пушкинского заповедника

***

...могу подарить видавший виды самовар.. Когда-то он был посеребрен, но пережив невзгоды Великой Отечественной войны и времени, очень потемнел...

Зайцева Мария Ивановна, город Гатчина, 1982

***

Уважаемый товарищ Гейченко С.С. Я слышала..., что вы собираете коллекцию самоваров. Мы недавно нашли с дядей и дедушкой старый самовар. На крышке у него две медали... если Вам нужен такой самовар для коллекции, то мы Вам его пришлем...

Сорокина Юля. 2-й класс, 9 лет. Город Сызрань.

***

Уважаемый Семен Степанович! Простите нас за назойливость и надоедливость, но мы опять привезли Вам самовары.

Туляки. 15.7.79

***

Уважаемый Семен Степанович! Хочу Вам напомнить свое обещание – подарить для Вашей коллекции самовар: у него даже есть «родословная»: он принадлежал тому, чьи фотографии непременно находят в старинных альбомах: это был «фотограф двора Его Величества Жуков...». Буду рада, если мой подарок очутится в вашем уютном палаццо... Я уже в таком возрасте, что надо спешить все раздать, а то после меня дворники все без разбора выбросят...

«Болельщица» Пушкинского Заповедника
Антонина Романовна Тонти – Дехтерева,
Ленинград. 10.07.79.

***

Я посылаю самовар земляку, так как помню Вашу фамилию среди довоенных жителей Нового Петергофа.

М.Н. Карачебанова.
Ленинград. 24.05.80

***

     Среди дарителей были:
• Н.П. Нератова, художник, старинный друг. Ленинград.
• И.М. Ободовский, М.А. Дементьева, ученые – пушкинисты, Москва.
• В.М. Глинка, ученый, сотрудник Эрмитажа, друг с университетских времен. Ленинград.
• А.С. Менакер, М.В. Митронова, артисты. Москва.
• М.И. Семенов, архитектор. Псков.
     А также:
«Будучи в старом Московском цирке 10 декабря 1984 г., от директора его, артиста Ю. Никулина получил в подарок старинный самовар»…
    И, наконец: Дар доброго друга М.А. Дудина, и надпись:
          В одиночку не скучай
          И не бегай по воду.
          Пей, Семен Степаныч, чай
          По любому поводу.

Т.С. Гейченко

    Выставка продлится до 15 сентября

ФГУК «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское»
181370, Псковская обл., Пушкиногорский р-н, сельцо Михайловское
Тел./факс (81146) 2-23-21, 2-19-50, 2-25-60
Тел.: (81146) 2-26-09, 2-17-62
E-mail: pgmuseum@ellink.ru
Сайт: http://pushkin.ellink.ru 
 

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД