«Век расшатался – и скверней всего, -
Что я рожден восстановить его!»
Перевод М.Лозинского
Старая почтовая открытка в ХХI веке стала вдруг …
актуальна. Коллекционеры, бизнес-центры, музеи – от Москвы до
Красноярска – все обладатели коллекции старой почтовой открытки
стремятся представить свое собрание – выставить, опубликовать. Наверное,
это психологический феномен: человеку, обществу свойственно
оборачиваться назад. И дело здесь не просто в ностальгии, а в желании в
своем пошатнувшемся времени нащупать твердую почву под ногами во
вчерашнем дне. Предназначение музея – не дать порваться связи
времен. Всеми силами крепить эту связь. Удерживать. Хотя бы она была
намечена пунктиром.
Эту цель и преследует выставка старой почтовой открытки из
собрания заповедника. Не филателия, не филокартия – сами по себе… А
попытка осмыслить феномен почтовой открытки (да, в наше время старую
открытку называют культурным феноменом), попытаться понять, что значила
почтовая открытка для людей, которые жили сто лет назад, и что она может
дать нам в понимании тех людей, для понимания той жизни.
Специального раздела, посвященного почтовой открытке в фондах
Пушкинского заповедника нет. Небольшое количество открытых писем и
почтовых карточек (как они стали называться с 1906 г.) влилось в
собрание заповедника с коллекциями фотографий, поступавших в 1960-е годы
от потомков Е.Н. Вревской, ур. Вульф, от потомков А.П. Керн, от потомков
арендатора Тригорского М.И. Пальмова, в 2005 г. от потомков священника
о. Николая Соловского, в доме которого бывал А.С. Пушкин, когда навещал
семью Вревских в Голубове. Небольшое количество видовых открыток
поступило от отдельных дарителей в прошлом, 20-м, веке. В основном, это
виды Святых Гор и «Пушкинского уголка», т.е. Михайловского и Тригорского.
Причем, интересно, что в тригорском доме, который помнил Пушкина, жила
Софья Борисовна Вревская – одна из дочерей Е.Н. Вульф и семья Пальмовых,
а на открытках их дом, баня и отдельные уголки парка относились к
«Пушкинскому уголку». На открытках с видами Михайловского запечатлен
Дом-музей, выстроенный в 1911 г. и «Домик няни», который на некоторых
открытках назван «Домом А.С. Пушкина». Из уголков парка запечатлена лишь
Еловая аллея. А из видов окрестностей – лишь Савкина горка. Судя по
различным псковским изданиям старых открыток, сюжетов Пушкинского уголка
было не так много и все они у нас имеются и представлены на выставке. На
некоторых открытках печатались стихотворные строки Пушкина и Языкова.
Не так много и открыток с видами Святых Гор. В основном, это
общие виды на Свято-Успенский монастырь с разных точек: «С птичьего
полета», «С Волостновской Горы»; различные места монастыря, связанные с
А.С. Пушкиным: «Лестница, ведущая на могилу А.С. Пушкина», «Ворота, где
Пушкин пел с нищими Лазаря».
Во всех городах и городишках в начале века любили фотографироваться
пожарники. Не исключением были и пожарные Святогорского пожарного депо.
Благодаря чему мы можем точно представить себе улицы, где
сфотографирована дружина, такими, какими они были сто лет назад.
В Новоржевском и Опочецком уездах снимали, в основном,
фотографы Н. Филимонов и братья А. и М. Герасимовы. У М. Герасимова в
Пскове было свое фотоателье (как тогда называлось: «фотография»), кроме
того, его фотографии издавало акционерное общество Гранберг в
Стокгольме. В высоком качестве фотографий и печати могут убедиться
посетители выставки.
Охотно виды Пскова печатало благотворительное общество Святой
Евгении – в различных типографиях: Гранберг в Стокгольме, Р. Голике и А.
Вильборг в С.-Петербурге. Фотографии Н.Филимонова обычно издавали
местные купцы и предприниматели Крестины: «Магазин Бр. Крестиных». <…>
Выставку «начинают» портреты Е.Н. и Б.А. Вревских. Как людей,
чьи потомки собирали выставленные здесь фотографии и открытки. Эти
портреты более 10 лет не экспонировались. Никогда не экспонировались
фотографии Ю.М. Шокальского «Дом в Голубово» и фото С.Б. Вревской в
Голубово, широко известные по копиям, демонстрирующимся в Тригорском.
Так же, как и фотография «Марья Ивановна Осипова с детьми своего лакея
Федора Беляева едет из Голубово в Тригорское». Давно не экспонировались
раскрашенные фотографии: «Часовня на Савкиной горке» и «Дорога у Маленца»,
принадлежавшие последним владельцам Петровского – Княжевичам, переданные
в заповедник потомками Шелгуновых (из Дериглазово). Эти фотографии из
фондов заповедника дают отсчет выставке: от пушкинской темы
отпочковалась тема «Почтовая открытка». Эти фотографии – «ниточка» между
всеми когда-то (сто лет назад) жившими, любившими Пушкина, любившими эти
места и собиравшими виды этих мест, любившими друг друга и писавшими
друг другу эти письма. Письма, которые через сто лет нельзя читать без
умиления.
Менее драматичны разделы выставки, посвященные собственно
открытке. Это виды Остафьево, Виды Москвы и Петербурга, юбилейная
пушкиниана. Практически всю пушкинскую филокартию (кроме иллюстраций к
произведениям А.С. Пушкина) можно представить по этой выставке. Сейчас
существует стремление считать (или называть) этот раздел филокартии
отраслью пушкиноведения.
А некоторые коллекционеры и исследователи феномена
открытки считают, что открытка существует «здесь и всегда». Возможно.
Если «всегда» – это феномен человеческой памяти. Наша выставка – попытка
исследовать этот феномен на примере собрания Пушкинского заповедника.
В.А. Елисеева, хранитель фотонегафонда
Выставка продлится до 31 октября.
ФГУК «Государственный мемориальный историко-литературный и
природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское»
181370, Псковская обл., Пушкиногорский р-н, сельцо Михайловское
Тел./факс (81146) 2-23-21, 2-19-50, 2-25-60
Тел.: (81146) 2-26-09, 2-17-62
E-mail: pgmuseum@ellink.ru
Сайт: http://pushkin.ellink.ru
|