образование. Затем окончила Псковский педагогический
институт. Работала учителем русского языка и литературы в сельской
школе, библиотекарем, учителем истории в средней школе. С 1951 г. живёт
в Пскове.
Специального художественного образования не имеет. Живописью
занимается с 1996 г.
Таисия Александровна ведет активную выставочную деятельность.
Несколько её персональных выставок прошли в Псковском музее-заповеднике.
В 2000 г. открылась персональная выставка художницы в Музее наивного
искусства в Москве. Таисия Александровна участница и передвижных
выставок Музея наивного искусства: «Пушкинские образы в творчестве
наивных художников России» (1999 г.), « И увидел я новое небо» (2001
г.). В 2004 г. и 2007 г. она участвовала в Московских международных
фестивалях наивного искусства и творчества аутсайдеров «Фёстнаив – 04»,
«Фёстнаив-07». В 2008 г. состоялись две её персональных выставки: в
галерее «Герцена, 6» («Пятое время года») и в Центре Кондаса (г.
Вильянди, Эстония) – «С любовью – Тася…».
Работы художницы находятся в фондах Псковского
музея-заповедника, Музея наивного искусства (г. Москва), в Российских и
зарубежных частных собраниях.
Выставка продлится до 7 октября.
«Картины Таисии Шевцовой –
это такие невинные простые лучи,
которым все равно, куда падать.
Праздник будет в любом случае…»
Из отзыва о выставке
Швецовой «Пятое время года»
в Галерее на Герцена
С легкостью, присущей наивным
художникам, она берется за любые интересные для нее неё темы (например,
«Татаро-монгольское иго» или «Сотворение мира»), к некоторым из них
возвращается не однажды. Совсем не удивительно, что Пушкин и его
творчество – в числе самых любимых сюжетов бывшей учительницы русского
языка и литературы. Впервые она обратилась к этой теме в 1998 году,
когда получила приглашение участвовать в выставке «Пушкинские образы в
творчестве наивных художников России». Организованная по инициативе
Музея наивного искусства г.Москвы как передвижная по 11 городам России,
выставка вовлекла в свою орбиту многих начинающих «наивистов» и стала
толчком для дальнейшего их творческого раскрытия. В числе наиболее
интересных авторов оказалась и Таисия Швецова. «Зимний вечер в
Михайловском» и другие ее картины успешно экспонировались на выставке в
дни празднования 200-летия со дня рождения Пушкина, а затем нашли свое
место в Музее наивного искусства г. Москвы и Галерее наивного искусства
Псковского музея-заповедника в Меншиковых палатах.
Новый цикл работ, написанный Т. Швецовой специально для
выставки в Пушкинских Горах, варьирует и продолжает эту поистине
неисчерпаемую тему. Вот перед нами вновь безмолвные собеседники – Пушкин
и няня. Сухонькая, словно выцветшая старушка и поэт в знакомом
профильном ракурсе. Запоминается выражение отрешенности и огромный
миндалевидный глаз – почти как на фаюмских портретах.
Глаза каждого персонажа Т. Швецовой – особенные и несут
важную смысловую нагрузку. Это поистине «зеркало души». Так, в работе
«Моцарт и Сальери» у первого они искрятся жизнью и светом, а у второго -
мутноватые, и подернутые налетом фальши. Варьируя сюжет, художница
вводит новые детали. Например, в одном из вариантов появляется третий
участник встречи двух музыкантов: «черный человек» в виде этакого
колобка, закопченного сажей.
Что касается самого Пушкина, то он изображается как самый
обычный человек и на разные лады: то фронтальной полуфигурой рядом с
красавицей Натали (как на фотографии супругов, сделанной деревенским
фотографом), то небольшой фигуркой, примостившейся у дуба рядом с
подозрительно похожим на него котом («У Лукоморья»). В темных энергичных
мазках сказочного пространства этой картины скрыто ещё много
интересного: невиданные звери, избушка бабы-яги, красавица-русалка,
запутавшаяся в ветвях дуба.
Многие картины написаны на сюжеты произведений Пушкина:
«Бахчисарайский фонтан», «Полтава», «Дон-Жуан», «Барышня-крестьянка». В
драме «Борис Годунов» художницу интересует момент любовного объяснения
Лжедмитрия и Марины Мнишек. В знаменитой «сцене у фонтана» этот
последний становится особо примечательной деталью: подобно летающей
тарелке он парит над влюбленными, удерживая на себе нечто вроде зеленой
бутылки со струями воды. Любопытно, что совершенно иначе те же персонажи
выглядят в маленькой работе «Венчание на царство». Это две строго
фронтальные полуфигуры в венцах и древнерусских костюмах, так что
антипатичный Дмитрий превращается в бравого добра-молодца, а утонченная
красавица-полячка – в румяную красну-девицу.
От картины к картине меняются средства выразительности. Яркая
праздничность палитры названной выше работы сменяется в «Скупом рыцаре»
графической скупостью цвета, отчего зрителям становится совершенно ясно:
перед ними старик-паук. Напротив, полон телесной мощи написанный
энергичными сочными мазками Степан Разин, полуфигура которого едва
уместилась в небольшой формат картины.
В рамках своего любимого композиционного приема (симметричная
композиция из двух фигур вокруг овального центра) Швецова строит
варианты картины «Озеро Чад» и каждый раз получает интересный результат.
Два контрастных персонажа – Николай Гумилев и воображаемый предок
Ганнибала объединены местом действия – таинственным цветущим водоемом,
привлекающим людей и зверей.
Наталья Ивановна Салтан,
искусствовед Псковского музея-заповедника
ФГУК «Государственный мемориальный историко-литературный и
природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское»
181370, Псковская обл., Пушкиногорский р-н, сельцо Михайловское
Тел./факс (81146) 2-23-21, 2-19-50, 2-25-60
Тел.: (81146) 2-26-09, 2-17-62
E-mail: pgmuseum@ellink.ru
Сайт: http://pushkin.ellink.ru
|