Подробности
Т.Н. Глебова. Мадригал Волконского. 1970. ЯХМ В  Ярославском художественном музее c 10 июня по 31 июля 2009 г. проходит выставка «Петербургский авангард. XX век. Живопись, графика из собрания Ярославского художественного музея и частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга».
    Выставка посвящена 90-летию Ярославского художественного музея.
    Проект «Петербургский авангард. XX век» – первый полный показ коллекции петербургского авангарда из собрания Ярославского художественного музея.
Произведения художников петербургского авангарда поступили в музей в 1980–1990-е годы от учеников видных мастеров русского авангарда Павла Филонова, Казимира Малевича, Михаила Матюшина.
    Это живописные полотна и графические листы Татьяны Глебовой, Павла Кондратьева, Владимира Стерлигова, Николая Басманова, начавших свой путь в мастерских великих художников в 1920-е годы и передавших свой опыт и традиции школы представителям следующих поколений. В 1960-е годы традиции петербургского авангарда продолжили Елизавета Александрова, Владимир Волков, Сергей Спицын, Галина Молчанова, а позднее и Геннадий Зубков, Алексей Гостинцев, Михаил Церуш.
    На выставке представлено более 100 произведения из собрания музея и частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга.
    В 1980-е годы Ярославский художественный музей, в лице молодого поколения музейных сотрудников, решил восполнить «белые пятна» своей коллекции и восстановить историческую справедливость в отношении тех, кто был вычеркнут из истории русской художественной культуры. Произведения для Музея отбирались непосредственно в мастерских художников. Первыми стали ученики Павла Филонова – Татьяна Глебова и Павел Кондратьев. Уже в процессе творческого общения выяснилось, что страницы их биографий имеют связи с ярославской землей. Этот факт способствовал взаимному расположению. Уже в 1981-1982 годах музей приобрел первые произведения этих мастеров. Сейчас об этом можно говорить с гордостью. Работы этих мастеров появились в Ярославской художественном музее раньше, чем в других собраниях. Не избалованные вниманием, практически неизвестные широкой публике художники были открыты для диалога. Наряду со своими произведениями Татьяна Глебова, представительница дворянского рода Глебовых («родовое гнездо» находилось в Ярославской губернии) передала в архив Музея свои воспоминания о Филонове. Мы строили планы на будущее, но судьба распорядилась иначе. После смерти обоих художников в 1985-ом работа продолжалась уже с их наследиями.
    Особого внимания заслуживает коллекция произведений Павла Кондратьева. Музей хранит самую большую часть наследия автора – 84 живописных, и более 300 графических произведений. Непосредственно от автора на закупку в 1982 году было привезено восемь работ. Остальные переданы в 1986 году Комиссией по наследию при ЛОСХЕ, в которую входили ученики художника. Факт передачи в наш музей не был случайным. Юность Кондратьева прошла в Рыбинске Ярославской губернии. Он начинал свой творческий путь в Пролеткульте, совмещая занятия творчеством с работой в Рыбинском музее. Его воспоминания об этом времени, а именно о 1919–1921 годах, дают бесценную информацию о страницах художественной культуры ярославского края. В 2003 году Музей показал эту часть коллекции на выставке «Традиции русского авангарда. Павел Кондратьев (1902–1985) и его ученики. Живопись, графика из коллекции Ярославского Художественного музея и частных собраний». В данный проект включены отдельные произведения, позволяющие раскрыть наиболее характерные аспекты творчества автора.
    Вопреки запретам, официальной критике, арестам петербургские художники не изменили своих творческих убеждений, продолжали работать сами и передавать свой опыт новым поколениям учеников. Так, в 1960-е годы после окончания высших учебных художественных заведений или параллельно с обучением в них молодые в те годы художники – Елизавета Александрова, Владимир Волков, Сергей Спицын, Галина Молчанова – начали осваивать методику работы по системе Малевича, Матюшина, Филонова, изучать и осваивать кубизм, супрематизм, идеи футуризма и других неприемлемых для советского искусства направлений и школ. Количество учеников росло, хотя круг их был ограничен.
    Традиции петербургского авангарда в настоящее время продолжают Геннадий Зубков, Алексей Гостинцев, Елена Гриценко, Михаил Церуш. Они предоставили на данную выставку не только свои произведения, но и работы учителей и единомышленников.
Сегодня Ярославский Художественный музей хранит целые комплексы материалов, позволяющих изучать творчество мастеров петербургского авангарда: документы, фотоматериалы, мемуары, аудио и видео записи, эпистолярные наследия. Творчество этих мастеров самоценно и весьма значимо для Ярославля. Именно здесь можно найти связи русского авангарда с культурой провинции (с иконописью, с примитивом, с дворянской усадебной культурой).
    На выставке «Петербургский авангард. XX век» демонстрируются документальные фильмы о мастерах русского авангарда, в частности, о Павле Филонове с ценными воспоминаниями его учеников.
    Автор проекта, составитель каталога – Нина Павловна Голенкевич, искусствовед, старший научный сотрудник – тел. (4852) 728-257
ГУК Яр. области «Ярославский художественный музей»
150000, г. Ярославль, Волжская набережная, 23
Тел./факс (4852) 30-35-04 (экскурс. отдел)
Тел.: (4852) 32-81-85, 32-81-90, 72-78-38
E-mail: artmuseum@adm.yar.ru 
Сайт www.artmuseum.yar.ru 

 

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД