Вологде 2 июля 2009 года открылся совместный выставочный проект из
собраний Вологодского государственного историко-архитектурного и
художественного музея-заповедника и Вологодской областной картинной
галереи «Вологодский натюрморт», приуроченный к Дню города и
70-летнему юбилею Вологодского регионального отделения Союза художников
России. Выставка вызывает большой интерес широкого круга зрителей. Жанр натюрморта появился в искусстве России ещё в XVIII веке. Со временем он получил широкое признание художников. В XIX веке значительно расширилась предметная сфера живописи, появился интерес к изображению вещей и новые изобразительные приёмы, найденные в других жанрах. Но настоящий расцвет натюрморта произошёл в начале ХХ века, когда он, по существу, определил облик искусства этого периода. В 1920-х годах в жанре натюрморта работали вологодские художники В.И. Котова и В.Н. Теребов. Их произведения отличаются уверенностью рисунка, сочностью красок, умением точно передать фактуру предмета. Процесс возрастающего интереса к натюрморту находил своё отражение в искусстве и 50-60-х годов ХХ века, однако подлинное лицо вологодского натюрморта определилось в 1970-х годах, когда в этом жанре работают талантливые художники В.Н. Корбаков, А.В. Пантелеев, Н.В. Баскаков, Д.Т. Тутунджан, Л.Ф. Дьяконицын, А.И. Смоленцева, С.И. Хрусталёва. Художники используют камерную форму натюрморта для серьёзных живописно – пластических размышлений о жизни, творчестве, о непреходящей красоте природы. Позднее к ним присоединяются живописцы Г.И. Попов, Е.А. Соколов, Ю.Н. Петров, Г.А. Калинин, Ю.Л. Ельцов. В этот период активное обращение мастеров изобразительного искусства к жанру натюрморта становится потребностью времени. Ёмкость функций натюрмортного жанра делает живопись неодушевлённых предметов сферой поиска не только формы, но и содержания. Сотрудники художественного отдела Вологодского государственного музея - заповедника дополнили живописные произведения натюрмортами, составленными из подлинных произведений народного и декоративно – прикладного искусства из фондов музея. Это позволило подчеркнуть, что источник творческой фантазии художника - в тех впечатлениях, которые он черпает в окружающей действительности.
Т.Г. Петрова, старший научный сотрудник ГУК «Вологодский государственный историко-архитектурный и
художественный музей-заповедник» |
|